Понедельник, 29 Января 2007 года (16 Января 2007 по ст.ст.)
Седмица 1-я предуготовительная, Глас осьмый
Сплошная седмица, пост отменяется.
[.:] Поклонение честным веригам ап. Петра.
Блаж. Максима, иерея Тотемского (1650).
Мчч. Спевсиппа, Елевсиппа, Мелевсиппа, бабки их Леониллы и с ними Неона, Турвона и Иовиллы (161-180).
Мч. Данакта чтеца (II).
Прп. Ромила, ученика св. Григория Синайского и с ним свв. Нестора, Мартина, Даниила, Сисоя, Зосимы и Григория (Греч.).
Новосщмч. Дамаскина Хилендарского (Греч.).
Свт. Онората, архиеп. Арльского.
Св. мч. Зигеберта, короля Восточного Англса (635) (Кельт. и Брит.).
Св. Фурсея Бур Кастльского, просветителя Восточной Англии (650) (Кельт. и Брит.).
Рима не оставль, к нам пришел еси / честными веригами, яже носил еси, апостолов первопрестольне. / Имже верою покланяющеся, молимся: / твоими к Богу молитвами / даруй нам велию милость.
Богослужебные указания: [скрыть] Понедельник. Поклонение веригам ап. Петра. Седмица сплошная. Прав. Максима То́темского. Примечание.«Подоба́ет ве́дати, я́ко в се́й седми́це иному́дрствующии соде́ржат по́ст, глаго́лемый арциву́риев. Мы́ же мона́си на ки́йждо де́нь, се же в сре́ду и пято́к, вкуша́ем сы́р и я́ица, в 9-й ча́с. Миря́не же ядя́т мя́со, развраща́юще о́нех веле́ние толи́кия е́реси» (Типикон, гл. 49, 6-е «зри»).
Служба поклонения веригам ап. Петра шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха.
На вечерне кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» стихиры апостола, глас 4-й — 6 (каждая стихира — дважды). «Слава» — апостола, глас 6-й: «Днесь нам основание Церкве...», «И ныне» — Богородичен по гласу «Славы», от меньших (приложение 2-е): «Арха́нгельски воспои́м...» 1.
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й. «Слава» — апостола, глас 6-й: «Паки нас теплый предстатель...», «И ныне» — Богородичен по гласу «Славы», от меньших (приложение 2-е): «Арха́нгельски воспои́м...».
По Трисвятом — тропарь апостола, глас 4-й. «Слава, и ныне» — Богородичен по гласу тропаря, от меньших (приложение 4-е): «Воспита́вшейся во храме...» 2.
На утрене на «Бог Господь» — тропарь апостола, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен по гласу тропаря, от меньших (приложение 4-е): «Воспита́вшейся во храме...».
Кафизмы4-я, 5-я и 6-я3. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.
Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 44 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и апостола на 6.
Библейские песни «Господеви поем...».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях — ирмосы канона Минеи.
По 3-й песни — кондак апостола, глас 2-й; седален апостола, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни — ин кондак и икос апостола, глас 2-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» — светилен апостола, «И ныне» — Богородичен Минеи.
«Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы.
Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й. «Слава» — апостола, глас 4-й: «Трикратным вопрошением...», «И ныне» — Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Богородице, всех Царице...».
По Трисвятом — тропарь апостола, глас 4-й. «Слава, и ныне» — Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Яко всех еси творений...».
На часах — тропарь апостола. Кондаки апостола читаются попеременно.
На Литургии блаженны апостола, песнь 3-я — 4 (со ирмосом) и песнь 6-я — 4.
По входе — тропари и кондаки:
Общие указания о пении тропарей и кондаков на Литургии в седмичные дни (понедельник — пятница), если случатся святые без праздничного знака или шестеричные, для периода пения Октоиха А. В храме Господском:
В понедельник, вторник и четверг — тропарь храма, тропарь дня (в четверг — два), тропари рядовых святых — 1 или 2; кондак дня (в четверг — два), кондаки рядовых святых — 1 или 2. «Слава» — «Со святыми упокой...», «И ныне» — кондак храма.
В среду и пятницу — тропарь дня: «Спаси, Господи...», тропари рядовых святых — 1 или 2; кондаки рядовых святых — 1 или 2. «Слава» — «Со святыми упокой...», «И ныне» — кондак дня: «Вознесыйся на Крест...».
Примечание. В среду и пятницу тропарь и кондак храма Господского не поются, так как заменяются дневными.
Б. В храме Богородицы:
В понедельник, вторник, четверг — тропарь храма, тропарь дня (в четверг — два), тропари рядовых святых — 1 или 2; кондак дня (в четверг — два), кондаки рядовых святых — 1 или 2. «Слава» — «Со святыми упокой...», «И ныне» — кондак храма.
В среду и пятницу — тропарь дня: «Спаси, Господи...», тропарь храма, тропари рядовых святых — 1 или 2; кондак дня: «Вознесыйся на Крест...», кондаки рядовых святых — 1 или 2. «Слава» — «Со святыми упокой...», «И ныне» — кондак храма.
В. В храме святого:
Во все дни седмицы — тропарь дня (в четверг — два), тропарь храма, тропари рядовых святых — 1 или 2; кондак дня (в четверг — два), кондак храма, кондаки рядовых святых — 1 или 2. «Слава» — «Со святыми упокой...», «И ныне» — «Предстательство христиан...».
Примечание.Если храм Предтечи, то во вторник тропарь и кондак храма не поются, потому что Предтеча прославляется в дневных тропаре и кондаке; если храм апостольский или свт. Николая, то в четверг тропарь и кондак храма также не поются.
Полагается заупокойная ектения.
Примечание.Заупокойная ектения с кадилом на Литургии положена лишь в том случае, если по входе полагается по Уставу кондак «Со святыми упокой...». В предпразднства, попразднства, воскресные дни, а также в праздники святых со славословием и выше, заупокойной ектении на Литургии не должно быть.
Прокимен, аллилуиарий и причастен — дня и апостола.
Апостол и Евангелие — дня и апостола.
Примечание. Если под вторник (17 января) будет совершаться всенощное бдение: Апостол и Евангелие — понедельника, вторника (под зачало) и апостола.
1 На ряду в Минее помещаются Крестобогородичны, которые поются в среду и пяток, а Богородичны, положенные в другие дни седмицы на «И ныне» при «Славе» Минеи, на ряду не приводятся. Эти Богородичны под заголовком «Богородичны осми́ гласо́в, поемые, егда есть «Слава» святому в Минеи, «И ныне» — по гласу сия» помещаются в Ирмологии и в дополнительной части Миней (в современных изданиях — второе приложение). Именно из этого раздела на вседневном богослужении, к которому относится и шестеричная служба, следует брать Богородичен на «И ныне» после «Славы» Минеи. Богородичные приложения распределены по гласам. В свою очередь, Богородичны каждого гласа распределены по дням седмицы, а среди Богородичнов дня различаются песнопения утрени и вечерни. Такой порядок помогает быстро найти Богородичен нужного гласа для конкретного дня седмицы и для конкретной службы суточного круга в определенный день (само заглавие раздела показывает, что Богородичен должен быть выбран по гласу «Славы»; говорится об этом и в Типиконе, см. гл. 48, Месяцеслов, 2 сентября).
Таким образом, после песнопения Минеи на «Славу», на «И ныне» поется Богородичен из дополнительной части Минеи; если в Минее нет песнопения на «Славу», то поется: «Слава, и ныне» — Богородичен, напечатанный в Минее на ряду. В среду и пятницу на «И ныне» или на «Слава, и ныне» поется Крестобогородичен Минеи, помещенный на ряду.
2 Эти приложения находятся в дополнительной части всех месячных Миней; приложения 1 и 2 используются при пении стихир, а приложения 3 и 4 — тропарей.
3 В период от отдания Богоявления (с 15 января) до субботы перед Неделей о блудном сыне на седмичной утрене стихословятся три кафизмы, а на вечерне — 18-я. Однако в пятницу, субботу и воскресенье в этот период на утрене полагается две кафизмы.
4 В седмичные дни (кроме четверга), при соединении службы Октоиха и службы шестеричного (или славословного) святого, мученичны из 1-го канона Октоиха опускаются. В четверг 1-й канон Октоиха не содержит мученичнов.