Воскресенье, 29 Июня 2008 года (16 Июня 2008 по ст.ст.)
Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех русских святых, Глас первый
Петров пост.
Всех преподобных и богоносных отцев, во Святой Горе Афонской просиявших (переходящее празднование во 2-ю Неделю по Пятидесятнице).
Свт. Тихона, еп. Амафунтского (425).
Прп. Тихона Медынского, Калужского (1492).
Прп. Тихона Луховского, Костромского чудотворца (1503).
Сщмч. Тигрия пресвитера и мч. Евтропия чтеца (ок. 404).
Новосвщмч. Ермогена, еп. Тобольского и иже с ним (1918).
Прп. Моисея Оптинского.
Прп. Тихона Крестогорского, Вологодского.
Св. Марка Праведного, Аполлонийского.
5 мчч. Никомидийских (Греч.).
40 римских мчч. (Греч.).
Новосщмч. Гермогена (Долганева), еп. Тобольского и свящ. Михаила Макарова.
Богослужебные указания: [скрыть] Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Российской просиявших. Глас 1-й. Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших.Свт. Тихона Амафунтского. Прп. Тихона Калужского. Прп. Тихона Луховского. Перенесение мощей свт. Феофана, Затворника Вышенского (службу зри 10 января). Всех святых, в Болгарии просиявших. Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Всех святых, в земле Российской просиявших (см.: Минея-Май. Ч. 3. С. 308–387).
На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 1-й – 4, и русских святых, глас 3-й и глас 8-й – 6 (последняя стихира, глас 8-й: «Святых память...» – не поется). «Слава» – русских святых, глас 1-й: «Веселися о Господе...», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Всемирную славу...».
Вход. Прокимен дня, глас 6-й: «Господь воцарися...», со стихами (по обычаю). Паримии русских святых – 3.
На литии стихира храма и стихиры русских святых, глас 8-й и гласы 1-й–8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 8-й: «Безневестная Дево...».
Примечание. В Минее на «Слава, и ныне» указан особый Богородичен: «Срадуйтеся с нами...».
На стиховне стихиры воскресные, глас 1-й. «Слава» – русских святых, глас 2-й: «Новый доме Евфрафов...»1, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «О чудесе новаго...».
Примечание. В Минее на «И ныне» указаны (на выбор) особые Богородичны: «Вышнии лицы...» и «О, преславнаго чудесе!..».
По Трисвятом – «Богородице Дево...» (дважды) и тропарь русских святых, глас 8-й (единожды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь русских святых, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ради...».
Примечание. В Минее предлагается особый устав пения тропарей (на усмотрение настоятеля): тропарь воскресный, глас 1-й: «Камени запечатану...» (единожды), тропарь русских святых, глас 8-й: «Якоже плод красный...» (единожды). «Слава» – ин тропарь русских святых, глас 4-й: «Иерусалима Вышняго гражданы...», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Днесь светло красуется Православная Русь...».
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные2.
Полиелей. Величание русских святых и избранный псалом на оба лика. Без заключительного «Слава, и ныне», сразу после последнего стиха избранного псалма и величания, поем тропари воскресные, глас 5-й: «Ангельский собор...». Ипакои гласа: «Разбойничо покаяние...». Седальны русских святых по 1-м и 2-м стихословии (по единожды (без Богородичнов): от 1-го стихословия – глас 3-й: «Мужайся, Христова Церковь...»; от 2-го стихословия – глас 1-й: «Аще и глаголют...») и полиелейный седален, глас 5-й: «Красуйся, светися, Русь...». «Слава» – ин полиелейный седален, глас 3-й: «Светло совершающе...», «И ныне» – Богородичен, глас 4-й: «Яко необоримую стену...». Степенны гласа. Прокимен воскресный, глас 1-й: «Ныне воскресну, глаголет Господь...». Евангелие воскресное 2-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов...». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба...»3.
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы на 2 и русских святых на 8.
Библейские песни «Поем Господеви...».
Катавасия «Отверзу уста моя...».
По 3-й песни – кондак и икос русских святых, глас 3-й; седален русских святых, глас 7-й: «Нощней тьме огустевающей...». «Слава, и ныне» – седален ризы Господней, глас 4-й: «Притецем, вернии...».
По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 1-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 2-й. «Слава» – светилен русских святых: «В песнех восхвалим...», «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария: «Ангел убо принесе...».
Примечание. В Минее на «И ныне» указан особый Богородичен светильна: «Светом лица Твоего...».
«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 1-й – 4, и русских святых, глас 5-й и глас 4-й – 4 (со славником и своими припевами4). «Слава» – стихира евангельская 2-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси...».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение...».
На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь русских святых. Кондаки русских святых и воскресный читаются попеременно.
Примечание. В Минее указывается: «На часех тропарь воскресен. «Слава» – святых тропари, 8-го и 4-го гласов, пременяюще глаголем. Кондак на 1-м и 6-м часех воскресен, на 3-м и 9-м часех кондак святых» (ср.: Минея-Май. Ч. 3. С. 382).
На Литургии блаженны гласа – 6, и русских святых (в Минее на ряду) – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь русских святых. «Слава» – кондак русских святых, «И ныне» – кондак воскресный.
В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь русских святых; кондак воскресный. «Слава» – кондак русских святых, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь воскресный, тропарь русских святых; кондак воскресный. «Слава» – кондак русских святых, «И ныне» – «Предстательство христиан...».
Примечание. В Минее приводится особый устав пения тропарей и кондаков по входе: «По входе: тропарь воскресен, глас 1-й, и святых оба тропаря 8-го и 4-го гласов. Кондак воскресен, глас 1-й. «Слава» – кондак святых, глас 3-й, «И ныне» – кондак Успения Богородицы, глас 2-й: «В молитвах...»» (ср.: Минея-Май. Ч. 3. С. 382).
Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и русских святых.
Апостол и Евангелие – дня и русских святых.
Примечание. Указания «Службы Всех святых, в земли Российстей просиявших» относительно прокимнов, аллилуиариев, причастнов, а также об апостольском и евангельском чтениях см.: Минея-Май. Ч. 3. С. 382. Ср.: Там же. С. 386–387.Сноски: 1 Существует обычай петь стихиры «Земле Русская...», «Церковь Русская...», «Соборе святых русских...», «Новый доме Евфрафов...» как одну стихиру (подряд, без стихов) на «Славу».
2 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 1-го гласа: «Гавриилу вещавшу...».
3 В храмах, посвященных Всем святым, в земле Российской просиявшим, поются антифоны гласа, а прокимен и Евангелие – русских святых. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами всех святых русских...», «И ныне» – «Молитвами Богородицы...». Стихира русских святых.
4 В Минее указано, что припевы заимствуются со стиховны малой вечерни: 1-й – «Бог нам прибежище и сила, / Помощник в скорбех, обретших ны зело»;2-й – «Господь сил с нами, / Заступник наш Бог Иаковль».