Да веселятся небесная, / да радуются земная, / яко сотвори державу / мышцею Своею Господь, / попра смертию смерть, / первенец мертвых бысть; / из чрева адова избави нас, / и подаде мирови велию милость.
Богородичен, глас тойже.
Тя Ходатайствовавшую спасение рода нашего,/ воспеваем, Богородице Дево:/ плотию бо от Тебе восприятую Сын Твой и Бог наш,/ Крестом восприим страсть,/ избави нас от тли яко Человеколюбец.
Кондак, глас тойже.
Воскресл еси днесь из гроба, Щедре,/ и нас возвел еси от врат смертных;/ днесь Адам ликует, и радуется Ева,/ вкупе же и пророцы с патриархи воспевают непрестанно/ Божественную державу власти Твоея.
Прп. Максима Грека. Тропарь, глас 8.
Зарею Духа облистаемь, / витийствующих богомудренно сподобился еси разумения, / неведением омраченная сердца человеков светом благочестия просвещая, / пресветел явился еси Православия светильник, Максиме преподобне, / отонудуже ревности ради Всевидящаго / отечества чужд и странен, Российския страны был еси пресельник, / страдания темниц и заточения от самодержавнаго претерпев, / десницею Вышняго венчаешися и чудодействуеши преславная. / И о нас ходатай буди непреложен, / чтущих любовию святую память твою.
Богослужебные указания: [скрыть] Неделя 36-я по Пятидесятнице. Глас 3-й. Прп. Максима Исповедника. Мч. Неофита. Прп. Максима Грека. Мчч. Евгения, Кандида, Валериана и Акилы. Ватопедской иконы Божией Матери «Отрада», или «Утешение». Служба прп. Максима Исповедника и мч. Неофита не имеет праздничного знака, совершается вместе с воскресной службой Октоиха (А). Приводим также порядок соединения воскресной службы Октоиха с полиелейной службой прп. Максима Грека (Б). А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 3-й – 4, преподобного, глас 4-й – 3, и мученика, глас 8-й – 3. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Преподобне отче...», «И ныне» – догматик, глас 3-й: «Како не дивимся...».
Вход. Прокимен дня.
На литии стихира храма и Богородичные стихиры Павла Аморрейского, глас 7-й (см. на «Господи, воззвах» в воскресной службе 3-го гласа в Октоихе, без стихов). «Слава, и ныне» – его же стихира, глас тот же: «Вси чистою совестию...».
На стиховне стихиры воскресные, глас 3-й. «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Монахов множества...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Безневестная Дево...».
По Трисвятом – «Богородице Дево...» (трижды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 3-й (единожды), тропарь преподобного, глас 8-й (единожды). «Слава» – тропарь мученика, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от века...».
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные1.
Полиелей. «Ангельский собор...». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 3-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов...». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба...».
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы на 2, преподобного на 4 и мученика на 4.
Библейские песни «Поем Господеви...».
Катавасия «Сушу глубородительную...».
По 3-й песни – кондак и икос преподобного, глас 6-й, ин кондак преподобного, глас 8-й; седален преподобного, глас 5-й. «Слава» – седален мученика, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 3-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш...». Ексапостиларий воскресный 3-й. «Слава» – светилен преподобного, «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария.
«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры воскресные, глас 3-й – 8. «Слава» – стихира евангельская 3-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси...».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение...».
На 1-м и 6-м часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь преподобного. На 3-м и 9-м часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь мученика. Кондак только воскресный.
На Литургии блаженны гласа – 8.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь преподобного, тропарь мученика; кондак преподобного. «Слава» – ин кондак преподобного, «И ныне» – кондак воскресный.
В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь преподобного, тропарь мученика; кондак воскресный, кондак преподобного. «Слава» – ин кондак преподобного, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь преподобного, тропарь мученика; кондак воскресный, кондак храма, кондак преподобного. «Слава» – ин кондак преподобного, «И ныне» – «Предстательство христиан...».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и святых.
Апостол и Евангелие – дня и святых.
Б. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 3-й – 4, и преподобного, глас 2-й – 6 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – преподобного, глас 1-й: «В преставлении твоем...», «И ныне» – догматик, глас 3-й: «Како не дивимся...».
Вход. Прокимен дня. Паримии преподобного – 3.
На литии стихира храма и стихиры преподобного, глас 2-й (см. на стиховне вечера, без припевов)2. «Слава» – Минеи, глас 3-й: «Спаси нас...» (см. славник на хвалитех), «И ныне» - Богородичен воскресный, глас тот же: «Без семене...».
На стиховне стихиры воскресные, глас 3-й. «Слава» – преподобного, глас 2-й: «Доме Святыя Троицы...», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «О, чудесе новаго...», или Богородичен Минеи, глас тот же: «Дом Божий...».
По Трисвятом – «Богородице Дево...» (трижды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 3-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Иже нас ради...».
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные3.
Полиелей. Величание преподобного и избранный псалом4. «Ангельский собор...». Ипакои гласа. Седален преподобного по 1-м стихословии, глас 8-й; ин седален преподобного по 2-м стихословии, глас тот же. «Слава» – седален преподобного по полиелее, глас 4-й: «Яко звезда пресветлая...», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 3-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов...». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба...».
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Крестовоскресный на 2, Богородицы (Октоиха) на 2 и преподобного на 6.
Библейские песни «Поем Господеви...».
Катавасия «Сушу глубородительную...».
По 3-й песни – кондак и икос преподобного, глас 8-й; седален преподобного, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 3-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 3-й. «Слава» – светилен преподобного, «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария.
«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 3-й – 4, и преподобного, глас 8-й и глас 3-й – 4 (со славником и припевами своими; припевы см. на стиховне вечера). «Слава» – стихира евангельская 3-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси...».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение...».
На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь преподобного. Кондаки преподобного и воскресный читаются попеременно.
На Литургии блаженны гласа – 6 и преподобного, песнь 3-я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь преподобного. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак воскресный.
В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь преподобного; кондак воскресный. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь преподобного; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – «Предстательство христиан...».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и преподобного.
Апостол и Евангелие – дня и преподобного.
Сноски: 1 Если у святого, память которого пришлась на воскресный день, есть свой тропарь – на утрене на «Бог Господь» тропари поются обычным порядком, и на «И ныне» поется Богородичен воскресный по гласу «Славы»; при этом Богородичен текущего гласа не поется на «Бог Господь» на «И ныне», а переносится на «Слава, и ныне» по 1-м стихословии, рядовой же Богородичен по 1-м стихословии в этом случае опускается. Однако если глас тропаря, поемого на «Славу», совпадет с гласом Недели, то Богородичен текущего гласа и Богородичен рядовой по 1-м стихословии остаются на своих местах (см. Типикон, гл. 52, «В Неделю на утрени, на „Бог Господь"»). В данном случае по первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 3-го гласа: «Тя, ходатайствовавшую...».
2 Стиховные стихиры поются на литии подряд без стихов
3 Если у святого, память которого пришлась на воскресный день, есть свой тропарь – на утрене на «Бог Господь» тропари поются обычным порядком, и на «И ныне» поется Богородичен воскресный по гласу «Славы»; при этом Богородичен текущего гласа не поется на «Бог Господь» на «И ныне», а переносится на «Слава, и ныне» по 1-м стихословии, рядовой же Богородичен по 1-м стихословии в этом случае опускается. Однако если глас тропаря, поемого на «Славу», совпадет с гласом Недели, то Богородичен текущего гласа и Богородичен рядовой по 1-м стихословии остаются на своих местах (см. Типикон, гл. 52, «В Неделю на утрени, на „Бог Господь"»). В данном случае по первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 3-го гласа: «Тя, ходатайствовавшую...».
4 При пении избранного псалма в воскресные дни заключительное: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды) не поется. Сразу после последнего стиха избранного псалма – величание и тропари воскресные: «Ангельский собор...».