Православия наставниче, / благочестия учителю и чистоты, / вселенныя светильниче, архиереев Богодухновенное удобрение, / Льве премудре, / ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная. / Моли Христа Бога спастися душам нашим.
Прп. Космы Яхромского. Тропарь, глас 4.
Горняго желая премирнаго жития, / дольняя возненавидел еси, / и, взем крест свой, последовал еси Христу, / и в пустыню вселился еси, досточудне, / в ней подвизася в пениих, в бдениих и пощениих. / Темже в тя вселися Пресвятый Дух, / но яко имея дерзновение ко Христу Богу, / испроси людем православным здравие и спасение / и не забуди посещая чад своих, / совершающих священную память твою, / Космо, преподобне отче наш.
Богослужебные указания: [скрыть] Суббота 2-й седмицы. Свт. Льва, папы Римского. Поминовение усопших. Прп. Космы Яхромского. Повечерие великое без поклонов.
По 1-м Трисвятом — тропарь, глас 2-й: «Апостоли, мученицы и пророцы...». «Слава» — глас тот же: «Помяни, Господи...», «И ныне» — Богородичен, глас тот же: «Мати Святая...».
По 2-м Трисвятом — тропари обычные: «Помилуй нас, Господи...».
По «Слава в вышних...» — поется служба ап. Архиппа (с 19 февраля) и заупокойный канон Октоиха, глас 4-й (с утрени субботы, без ирмосов). Канон Богородицы не поется, так как заменяется заупокойным.
После канонов — «Достойно есть».
По 3-м Трисвятом — кондак «Со святыми упокой...» (вместо «Господи Сил...»). «Господи, помилуй» (40), «Иже на всякое время...», «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним...». Возглас: «Молитвами святых отец наших...». Чтец: «Аминь». «Нескверная, Неблазная...», «И даждь нам, Владыко...», «Преславная Приснодево...», «Упование мое Отец...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Чтец (или хор): «Слава, и ныне». «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови». Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог наш...». Обычное прощение. Ектения: «Помолимся...».
Полунощница совершается обычная субботняя, без поклонов.
Утреня начинается обычным порядком (см. 11 февраля).
«Аллилуия», глас 2-й, с заупокойными стихами: 1-й — «Блаже́ни, яже избрал и приял еси, Господи»; 2-й — «Память их в род и род»; 3-й — «Ду́ши их во благи́х водворя́тся». Тропарь, глас 2-й: «Апостоли, мученицы и пророцы...» (дважды). «Слава» — глас тот же: «Помяни, Господи...», «И ныне» — Богородичен, глас тот же: «Мати Святая...».
Стихословится 16-я кафизма. Малая ектения. Седальны Октоиха, глас 4-й (три мученична: 2-й, 3-й и 4-й, а 1-й оставляется, и мертвен): «Крестом вооружи́вшеся...», «Мученицы Твои, Господи...», стих: «Мно́ги ско́рби пра́ведным...» или «Дивен Бог во святы́х Своих...» — «Иже во всем мире...», стих: «Блаже́ни, яже избрал...» — «Ду́ши, яже преста́вил еси...». «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный текущего гласа: «Еже от века...» (см. по 1-м стихословии).
По седальнах сразу (ничего не глаголя) поем непорочны (17-ю кафизму)1, разделяя на две части (статии́), с припевом к 1-й: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим». Первая статия оканчивается 93-м стихом, перед словом: «Среда» (т. е. середина). После первой статии не произносится: «Слава, и ныне», но с припевом поются (трижды) заключительные 92-й и 93-й стихи: «Яко аще бы не закон Твой...» и «Во век не забуду оправданий Твоих...»2. Диакон произносит ектению о усопших: «Паки и паки...», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих (имярек)...», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Яко да Господь Бог учинит ду́ши их...», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Милости Божия...», певцы: «Подай, Господи». Диакон: «Господу помолимся». Певцы: «Господи, помилуй» (40). Иерей тайно читает молитву: «Боже духо́в...». Возглас: «Яко Ты еси Воскресение...». Певцы: «Аминь».
Поется вторая статия́ 17-й кафизмы: «Твой есмь аз...» с припевом к каждому стиху: «Спа́се, спаси́ мя». В конце трижды поются заключительные 175-й и 176-й стихи: «Жива́ будет душа моя...» и «Заблуди́х, яко овча погибшее...» с припевом.
Далее заупокойные тропари 5-го гласа с припевом «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим»; первый тропарь: «Святых лик обре́те...», и т. д. до конца. Заупокойная малая ектения. «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Боже духо́в...». По возгласе певцы: «Аминь», и сразу седален, глас 5-й: «Покой, Спа́се наш...», «Слава» — конец этого песнопения: «И вся, яже в ве́дении и не в ве́дении, Человеколюбче», «И ныне» — Богородичен: «От Девы возсия́вый...». Певцы: «Господи, помилуй» (трижды), «Слава». Чтец: «И ныне», и псалом 50-й. (Молитвы «Спаси, Боже, люди Твоя...» нет.)
Каноны:
В храме Господском и Богородицы — канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), канон рядового святого Минеи на 4. Начиная с 6-й песни канон храма опускается и поется сначала канон рядового святого со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), потом четверопеснцы Триоди — на 10.
В храме святого — канон рядового святого из Минеи со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), канон храма святого на 4. Начиная с 6-й песни канон храма опускается, поются канон Минеи и четверопеснцы так же, как в храме Господском и Богородицы.
Библейские песни Ирмология по великопостному разделу3.
Катавасия по 3-й песни — ирмос последнего канона, а по 6-й, 7-й, 8-й и 9-й — ирмосы второго четверопеснца.
По 3-й песни — ектения малая (не заупокойная). Кондак и икос святителя, глас 3-й; седален святителя, глас тот же. «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни — малая заупокойная ектения. Кондак, глас 8-й: «Со святыми упокой...», и икос, глас тот же.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни — «Достойно есть». Светилен гласа (из приложения Октоиха «Светильны седмичные»). Светилен исполняется дважды, второй раз — на «Слава, и ныне».
Примечание. В Постной Триоди приводится следующий устав пения светильнов: «Небо звезда́ми украси́вый...». «Слава» — «Живыми и мертвыми облада́яй...», «И ныне» — Богородичен: «Сладость ангелов...». Однако такое указание не соответствует Типикону (см. гл. 49, «В субботу 2-ю постов на утрени») и Октоиху (см. Приложение — «Светильны дневнии во всю седмицу»).
«Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры Октоиха (мученичны), глас 4-й — 4. «Слава» — мертвен Октоиха, глас тот же: «В поко́ищи Твоем...», «И ныне» — Богородичен Октоиха, глас тот же: «Еди́на Чистая...».
Если накануне совершалась полиелейная служба сщмч. Ермогена (вариант Б), на хвалитех стихиры на 6: свт. Льва, глас 8-й — 3 (с «Господи, воззвах») и стихиры Октоиха (мученичны, см. на хвалитех), глас 4-й — 3. «Слава» — мертвен Октоиха, глас тот же: «В поко́ищи Твоем...», «И ныне» — Богородичен Октоиха, глас тот же: «Еди́на Чистая...».
«Тебе слава подобает...» не произносится, но сразу: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.
Стихиры на стиховне Октоиха («покойны гласа»; со своими стихами), глас 4-й. «Слава, и ныне» — Богородичен Октоиха, глас тот же: «Словесе́м после́дующе...».
«Благо есть» (единожды). Трисвятое по «Отче наш». Тропари, глас 2-й — «Апостоли, мученицы и пророцы...». «Слава» — «Помяни, Господи...», «И ныне» — Богородичен: «Мати Святая...».
После ектении «Помилуй нас, Боже...» — иерей: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благословен...». Певцы: «Аминь». «Утверди, Боже...», и сразу 1-й час.
На часах — тропарь: «Апостоли, мученицы и пророцы...». «Слава» — «Помяни, Господи, яко Благ...». Кондак: «Со святыми упокой...».
Литургия свт. Иоанна Златоуста.
Блаженны гласа — 6.
По входе — тропари: «Апостоли, мученицы и пророцы...», «Помяни, Господи, яко Благ...». «Слава» — кондак: «Со святыми упокой...», «И ныне» — Богородичен: «Тебе и стену, и пристанище...».
Прокимен — дня и заупокойный.
Апостол и Евангелие — субботы 2-й седмицы и заупокойные.
Аллилуиарий: «Воззва́ша праведнии...»; стих: «Многи скорби праведным...», и заупокойный: «Блажени, яже избрал...».
Причастен: «Радуйтеся, праведнии...», и другой: «Блажени, яже избрал...».
1 17-ю кафизму Устав предписывает петь на 5-й глас.
2 О священнодействиях иерея и диакона см. в субботу мясопустную (28 января). Каждение — так же, как в субботу мясопустную.
3 Начальные стихи песней Священного Писания, с 1-й по 5-ю, не поются, а начинают стихословиться только после ирмоса и тропаря, с надписи «на 8» (всего на 10). 13 стихов 6-й и 9-й библейских песен (включая «Слава» и «И ныне») начинают петься, чередуясь с тропарями канона Минеи и четверопеснцев Триоди,— после ирмоса канона Минеи (всего, включая ирмос канона Минеи, на 14, и в заключение еще 2 тропаря). 7-я и 8-я библейские песни стихословятся от начала до конца; после стиха с надписью «на 14» поется ирмос канона Минеи и далее тропари, чередуясь со стихами (всего, включая ирмос Минеи, на 14, и в заключение еще 2 тропаря).