Богослужебные указания: [скрыть] Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная. Глас 3-й. Прп. Алексия, человека Божия. Прп. Макария Калязинского. Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Триоди. Служба прп. Алексия, человека Божия, переносится на великое повечерие в пятницу вечера (см. 16 марта).
После малой вечерни или, на практике, непосредственно перед началом всенощного бдения иерей совершает перенос Креста на престол, как указано накануне Крестовоздвижения (см. 14 сентября).
На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 3-й – 6, Триоди, глас 5-й – 4. «Слава» – Триоди, глас 3-й: «Христе Боже наш...», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Како не дивимся...».
Вход. Прокимен дня.
На литии стихира храма. «Слава, и ныне» – Триоди, глас 5-й: «Зрящи Тя тварь вся...».
На стиховне стихиры воскресные, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Триоди, глас 4-й: «Пособивый, Господи, кроткому Давиду...».
По Трисвятом – «Богородице Дево...» (дважды), и тропарь Креста (Триоди), глас 1-й: «Спаси, Господи, люди Твоя...» (единожды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 3-й (дважды). «Слава» – тропарь Креста (Триоди), глас 1-й: «Спаси, Господи, люди Твоя...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Гавриилу вещавшу...».
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные1.
Непорочны (на практике, заменяются на полиелей, который совершается в алтаре, при этом величание не поется). «Ангельский собор». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 11-е (читается в алтаре). «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Покаяния отверзи ми двери...», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «На спасения стези...». Глас 6-й: «Помилуй мя, Боже...» и стихира Триоди, глас тот же: «Множества содеянных...». (По обычаю, помазание елеем совершается после выноса Креста.)
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы на 2 и Триоди на 8.
Библейские песни «Поем Господеви...».
Катавасия Триоди: «Божественнейший прообрази...».
По 3-й песни – седален Триоди, глас 6-й: «Крест Твой, Господи...», стих: «Возносите Господа Бога нашего...» – ин седален Триоди, глас тот же: «Днесь пророческое...». «Слава» – ин седален Триоди, глас тот же: «Токмо водрузися древо...», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Богородице Дево...».
По 6-й песни – кондак Креста (Триоди), глас 7-й: «Не ктому пламенное оружие...». Икос, глас тот же: «Три кресты водрузи...».
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 11-й. «Слава» – светилен Креста (Триоди): «Крест Христов Честный...», «И ныне» – Богородичен Триоди: «Древу, на немже Всечистая...».
«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры воскресные, глас 3-й – 4, и Триоди (Креста), глас 4-й - 4 (со своими стихами и с повторением первой стихиры), затем стих: «Воскресни, Господи Боже мой...», и самогласен Триоди, глас 8-й: «Высокомудраго разума...». «Слава» – тот же самогласен, «И ныне» – «Преблагословенна еси...». Отверзаются царские врата.
Примечание. Первые шесть хвалитных стихир поются со стихами хвалитных псалмов, а последние три – с дополнительными стихами: 1-й – «Возносите Господа Бога нашего, / и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть»; 2-й – «Бог же, Царь наш прежде века, / содела спасение посреде земли», 3-й – «Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, / не забуди убогих Твоих до конца».
Великое славословие поется «тихогласно». (Воскресный тропарь по славословии не поется.) До пения славословия (обычно во время канона или хвалитных стихир) предстоятель облачается во все священнические одежды (без чтения соответствующих молитв2). После возгласа «Слава Тебе, показавшему нам свет», приняв кадильницу, предстоятель кадит престол и лежащий на нем Крест три раза окрест. Затем на блюде, покрытом воздухом, поднимает Крест на свою главу3; при пении последнего Трисвятого он в предшествии двух свечей и кадила через северные двери износит Крест из алтаря и останавливается против отверстых царских врат4. По окончании Трисвятого иерей возглашает: «Премудрость, прости»5. Клир поет тропарь Креста, глас 1-й: «Спаси, Господи, люди Твоя...» (трижды). Иерей подходит к приготовленному и поставленному напротив царских врат (ниже амвона) аналою, полагает на него блюдо с Крестом и кадит вокруг него трижды, а по исполнении каждения трижды поет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко...». Это песнопение трижды повторяют певцы, и совершается целование Креста6. При этом поются особые стихиры Триоди на поклонение Кресту, глас 2-й: «Приидите, вернии...» и др. Обычные ектении и отпуст: «Воскресый из мертвых, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».
Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская 11-я.
На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Креста (Триоди). Кондак Креста (Триоди).
Литургия свт. Василия Великого.
На проскомидии заготовляются два Агнца – для среды и пятницы.
Блаженны гласа – 6, и Креста (Триоди), песнь 3-я (так по Триоди; по Типикону – песнь 6-я) – 4.
По входе – тропарь воскресный, тропарь Креста (Триоди). «Слава, и ныне» – кондак Креста (Триоди).
Вместо Трисвятого – «Кресту Твоему...».
Прокимен и аллилуиарий – Недели Крестопоклонной.
Апостол и Евангелие – Недели Крестопоклонной.
Вместо «Достойно» – «О Тебе радуется...».
Причастен – Недели Крестопоклонной: «Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи».
Примечание.«На трапезе же учреждаемся, якоже указася в 1-ю Неделю Православия» (Типикон, гл. 49, «Неделя третия святых постов...»).
Примечание. Устав не уточняет, где должен находиться аналой – «четвероножец» со святым Крестом до отнесения Креста обратно в алтарь в пятницу Крестопоклонной седмицы. В праздник Воздвижения, когда Крест таким же образом, как и в 3-ю Неделю поста, износится на середину храма для поклонения, сказано определенно: «И по скончании целования Честнаго Креста, поставляется аналогий с Честным Крестом о десную страну царских дверей, и тамо стоит, дондеже праздник отдастся» (Типикон, 14 сентября).
В «Богослужебных указаниях на 1957 год» (с. 99) сказано, что это предписание Типикона «применить в данном случае нельзя, так как по Уставу на Крестопоклонной неделе, кроме воскресенья, положено еще 3 поклонения, чего в попразднство Воздвижения не бывает, и поклонение всякий раз совершается по чину Недели: «якоже и в Неделю по написанному образу» (Типикон, Неделя Крестопоклонная, вечера), то есть с каждением «от четырех стран». Последнее возможно только в том случае, если Крест будет оставаться на середине храма до пятницы».
Однако «Богослужебные указания на 1958 год» (с. 79–81), а вслед за ними и «Настольная книга священнослужителя» (т. 4, с. 541), полагают, что предписание Устава относительно места нахождения Креста в попразднство Воздвижения применимо и к Крестопоклонной седмице. Основываясь на древних Соборных чиновниках (Холмогорского, Новгородского и Московского Успенского соборов), «Богослужебные указания на 1958 год» и «Настольная книга священнослужителя» предлагают вариант, по которому Крест пребывает «о десную страну царских дверей» (как говорит Типикон 14 сентября), а «на поклонение в понедельник, среду и пяток святой Крест износится с этого места на середину священником».
Принимая во внимание аргументацию «Богослужебных указаний на 1957 год», а также сложность священнодействий, связанных с изнесением Креста для поклонения на середину (см. примечание 18 марта), допустимо в тех храмах, где трудноисполнимы рекомендации «Настольной книги священнослужителя» и «Богослужебных указаний на 1958 год», оставлять Крест в течение всей 4-й седмицы (до пятницы) на середине храма и туда исходить священнику для совершения поклонения Честному Кресту.Сноски: 1 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 3-го гласа: «Тя, ходатайствовавшую...».
2 Молитвы на каждый элемент облачения иерей читает только перед совершением полной Литургии. В остальных случаях, когда Устав или богослужебная практика предусматривает облачение во все священнические одежды (Литургия Преждеосвященных Даров; изнесение Креста в Неделю Крестопоклонную, 1 августа и на Крестовоздвижение; вечерни Великой Пятницы и 1-го дня Пасхи, на утрене Великой Субботы и т. д.), иерей соответствующих молитв не произносит.
3 По установившейся практике, после троекратного каждения престола (с лежащим на нем Крестом), во время пения хором «Святый Боже...» в конце славословия, все духовенство в алтаре совершает три земных поклона, а потом уже настоятель возлагает Крест на свою главу.
4 В некоторых храмах есть обычай обносить Крест по периметру храма с пением погребального «Святый Боже...», но лучше в этом вопросе следовать Типикону.
5 Обычно во время возглашения «Премудрость, прости» служащий священник начертывает Крестом крестное знамение в царских вратах.
6 Обычно во время целования Креста совершается помазание освященным елеем.