Богослужебные указания: [скрыть] Четверг. Отдание праздника Воздвижения. Ап. Кодрата (службу зри 22 сентября). Обретение мощей свт. Димитрия Ростовского. Прп. Иосифа Заоникиевского. Прп. Даниила Шу́жгорского. Совершается славословная служба отдания праздника Воздвижения. Служба ап. Кодрата переносится на 22 сентября.
Примечание. Если настоятель изволит совершать полиелейную службу свт. Димитрия Ростовского вместе с отданием Воздвижения, можно руководствоваться Марковой главой Типикона под 25 мая: «Аще случится Обре́тение главы Предтечевы во отдание Вознесения».
На вседневной вечерне кафизма 12-я.
На «Господи, воззвах» стихиры праздника, глас 6-й — 6 (каждая стихира — дважды). «Слава, и ныне» — праздника, глас 2-й: «Прииди́те, вси язы́цы...».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры праздника, глас 5-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» — праздника, глас 8-й: «Егоже дре́вле Моисей...».
По Трисвятом — тропарь праздника, глас 1-й (единожды).
На утрене на «Бог Господь» — тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» — тот же тропарь.
Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении. Седальны праздника. Псалом 50-й.
Канон праздника на 12 (ирмосы по дважды). В 9-й песни — 1-й канон со ирмосом на 8 (ирмос дважды), 2-й канон со ирмосом на 6 (ирмос дважды).
Библейские песни «Поем Господеви...».
Катавасия «Крест начерта́в...». В 9-й песни катавасия — ирмосы: «Та́ин еси...» и «Сне́дию древа...» (с припевами).
По 3-й песни — седален праздника, глас 4-й. «Слава, и ныне» — тот же седален.
По 6-й песни — кондак и икос праздника, глас 4-й.
На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника.
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава, и ныне» — ин светилен праздника.
«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры праздника, глас 8-й — 4 (первая стихира — дважды). «Слава, и ныне» — праздника, глас 6-й: «Днесь происхо́дит...».
Великое славословие. По Трисвятом — тропарь праздника, глас 1-й (единожды).
На часах — тропарь и кондак праздника.
На Литургии блаженны праздника, песнь 9-я — 8 (со ирмосом 1-го канона).
На входе: «...Плотию распны́йся...».
Поется Трисвятое.
Прокимен, аллилуиарий и причастен — праздника.
Апостол и Евангелие — дня.
Задостойник праздника.
По отпусте Литургии иерей исходит через царские врата с кадилом, в предшествии диакона со свечой, и трижды кадит Крест на аналое; лик в это время поет тропарь праздника, «Слава, и ныне» — кондак праздника. Затем иерей вземлет Честны́й Крест на главу и в предшествии диакона со свечой и кадилом царскими вратами вносит Крест в алтарь, полагает на престоле и кадит окрест престола. Царские врата и завеса закрываются, и Крест благоговейно относится к месту его хранения.
Примечание. По отдании праздника Воздвижения, после 21 сентября, на утрене стихословятся 3 кафизмы; на вечерне — кафизма 18-я. Если случится память святого, имеющего полиелей, на утрене стихословятся две рядовые кафизмы, а на вечерне (вместо 18-й) — третья, рядовая. Чтение Псалтири начинается с воскресенья; отсчет 3-х кафизм на утрене (после 21 сентября до 20 декабря) начинается с понедельника (см. Типикон, 21 сентября, 1-е «зри»).
По воскресным дням в период после 21 сентября до 20 декабря на утрене стихословятся 2 кафизмы, к которым присоединяется полиелей. По воскресным дням в период после 20 декабря до 14 января (отдания праздника Богоявления) полиелей не поется, кроме тех дней, когда случится память великого святого, имеющего полиелей. После 14 января полиелей поется во все воскресенья, до Недели сыропустной включительно (см. Типикон, 21 сентября, 1-е «зри»), кроме Недели о мытаре и фарисее (см. Типикон, гл. 49, «Неделя, в ню́же чте́тся священное и святое Евангелие, притчи мытаря́ и фарисея», «На утрени...»).
Катавасия после 21 сентября до 21 ноября — «Отверзу уста моя...» (см. Типикон, 21 сентября, 2-е «зри»).