Спаси, Господи, люди Твоя, / и благослови достояние Твое, / победы православным императором / на сопротивныя даруя, / и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Кондак, глас 4.
Вознесыйся на Крест волею,/ тезоименитому Твоему новому жительству,/ щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/ возвесели нас силою Твоею,/ победы дая нам на сопостаты,/ пособие имущим Твое оружие мира,/ непобедимую победу.
Богослужебные указания: [скрыть] Пятница 4-й седмицы. Сщмч. Василия Анкирского. Прмч. Евфимия Константинопольского (службу зри 1 мая). Мч. Василия Мангазейского. Иконы Божией Матери, именуемой «Изборская». Литургия Преждеосвященных Даров. На великом повечерии в четверг вечером – канон Богородицы и служба сщмч. Василия Анкирского (с этого дня).
Примечание. Стихиры Минеи (на «Господи, воззвах») не переносятся на повечерие, поскольку, согласно указаниям Постной Триоди, они поются на вечерне в четверг вечера (см. примечание 21 марта).
На утрене – кафизмы 13-я, 14-я и 15-я. Поется канон Креста и трипеснцы (ср.: 20 марта, примечание 1). По 9 песни – светилен гласа. Канон рядового святого поется на повечерии.
На 1-м часе кафизмы нет; на 3-м часе – кафизма 19-я; на 6-м часе – кафизма 20-я; на 9-м часе кафизмы нет.
На часах и на изобразительных – кондак Креста (Триоди), глас 7-й: «Не ктому пламенное оружие...».
В конце изобразительных совершается чин поклонения Кресту.
Примечание. Поклонение Кресту совершается не на 1-м часе, а по совершении часов, т. е. после того, как прочитаны будут присоединяемые к 9-му часу молитвословия из последования изобразительных. Таким образом, чин поклонения Кресту в пятницу следует совершать после молитвословий, которыми оканчиваются часы с изобразительными, т. е. после молитвы прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами), конечного Трисвятого, «Господи, помилуй» (12) и молитвы «Всесвятая Троице...». Именно это имеет в виду Триодь Постная, когда говорит: «И бывает крестопоклонение по отпетии часов по последнем Трисвятом» (чин поклонения Кресту см. 18 марта). Впрочем, также существует практика совершать поклонение Кресту после отпуста изобразительных1 (ср.: Богослужебные указания на 1958 год. С. 82).
После поклонения иерей берет Честной Крест и вносит его в святой алтарь (через царские врата, в преднесении кадила и свечи),а оттуда в сосудохранительницу.
Далее обычное (для среды и пятка) окончание изобразительных. Иерей: «Премудрость». Певцы: «Достойно есть...». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит отпуст: «Христос, Истинный Бог наш...». Певцы: «Господи, помилуй» (трижды). Многолетны, по традиции, не поются.
Подробное изложение порядка богослужения вечерни в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров см. 28 февраля.
На вечерне – кафизма 18-я.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди самогласен, глас 7-й: «Страстем поработив...» (дважды), мученичны Октоиха, глас 3-й – 4 («Страждуще доблии мученицы...», «Велия Креста Твоего, Господи, сила...», «Велия мученик Твоих, Христе, сила...», «Пророцы, и апостоли Христовы...»), и стихиры Минеи, глас 4-й – 4 (прмч. Никона и иже с ним, с 23 марта; первая стихира – дважды). «Слава» – мертвен Октоиха, глас 3-й (см. в стихирах на стиховне в пяток вечера; по выбору), «И ныне» – догматик, глас тот же: «Како не дивимся...».
Вход с кадилом. «Свете Тихий». Чтение паримий Триоди (прокимен 1-й паримии, глас 4-й: «Пасый Израиля, вонми...», со стихом; прокимен 2-й паримии, глас тот же: «Радуйтеся Богу...», со стихом). «Да исправится молитва моя...», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров (по обычаю).
Сноски: 1 «И по отпусте часов бывает поклонение Честному Кресту, поющим нам стихиры самогласны, якоже прежде изъявися: и взимается иереем Честный Крест, и относится во святый олтарь» (Типикон, 49-я глава, «В пяток же тоя [4-я] седмицы»).