Прп. Агафона Печерского, в Дальних пещерах. Тропарь, глас 8.
Блага Небесная ради дел твоих стяжавый, / благости тезоимените, Агафоне, / моли Благаго Господа, молим тя тепле, / яко да не лишит нас вечных благ Своих.
Богослужебные указания: [скрыть] Понедельник 3-й седмицы. Прп. Льва, еп. Катанского. Прмч. Корнилия Псково-Печерского.
Прп. Агафона чудотворца, в Дальних пещерах.
Вечерня. Примечание. В современной богослужебной практике Русской Православной Церкви распространен обычай совершать в вечер четырех воскресных дней Великого поста (как правило, начиная не с Недели Торжества Православия, а со 2-й Недели — свт. Григория Паламы, за исключением тех случаев, когда на понедельник приходится Благовещение, 1-е и 2-е Обре́тение главы Иоанна Предтечи, память 40 мучеников, храмовый или полиелейный праздник) чинопоследование пассии. (Об истории и других вариантах совершения пассии см. в кн.: Пассия. С. 5—10.)
Перед вечерней, совершаемой в воскресенье вечером, на середину храма поставляется большое Распятие. Начало вечерни обычное. После «Свете Тихий...» бывает вход ради великого прокимна. На стиховне, на «Слава, и ныне» или на«И ныне», поется стихира Великого Пятка: «Тебе, одеющагося...». Во время пения этой стихиры отверзаются царские врата и из алтаря выносится Святое Евангелие: предстоятель несет Евангелие, ему предшествует свещеносец; за предстоятелем идут прочие священники по старшинству. Евангелие полагается на аналое перед Крестом, и совершается полное каждение храма.
Обычно затем следует акафист Страстям Христовым, причем 1-й кондак хор начинает петь сразу после стихиры «Тебе, одеющагося...». По окончании каждения священнослужители снимают головные уборы. Во время чтения акафиста диакон непрерывно кадит Крест, а на 11-м икосе обычно совершается малое каждение.
Далее следует прокимен, глас 4-й: «Раздели́ша ризы Моя себе, и о оде́жди Моей мета́ша жребий», стих: «Боже, Боже Мой! Вонми́ Ми, вску́ю оставил Мя еси?». Перед чтением Евангелия хор поет: «Слава Страсте́м Твоим, Господи!».
Евангельское повествование о Страстях Христовых принято читать следующим образом:
на 1-й пассии — из Евангелия от Матфея, главы 26 и 27, зачала 107—114 (в некоторых храмах читается только глава 27, зачала 110—114);
на 2-й пассии — из Евангелия от Марка, главы 14 и 15, зачала 63—69 (или только глава 15, зачала 66—69);
на 3-й пассии — из Евангелия от Луки, главы 22 и 23, зачала 108—111 (или только глава 23, зачала 110—111);
на 4-й пассии — из Евангелия от Иоанна, главы 18 и 19, зачала 58—62.
По прочтении Евангелия, певцы: «Слава долготерпе́нию Твоему, Господи!». Затем (умилительным распевом) поется 15-й антифон службы Великого Пятка «Днесь ви́сит на Древе...».
Когда пение закончится, на солее (царские врата остаются открытыми) обычно произносится проповедь о страданиях Спасителя (иногда проповедь говорится в конце богослужения).
Далее следует малая сугубая ектения «Помилуй нас, Боже...», затем возглас «Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси...», и иерей коленопреклоненно читает молитву. Существуют две молитвы, можно читать их на четырех пассиях попеременно.
Затем хор поет стихиру Великой Субботы: «Прииди́те, ублажи́м...». Священнослужители, совершив три земных поклона, прикладываются ко Кресту и направляются в алтарь (впереди идут младшие священнослужители, потом старшие). Предстоятель с амвона благословляет народ Евангелием и уносит его в алтарь. Священнослужители прикладываются к престолу. Царские врата затворяются. Молящиеся прикладываются ко Кресту.
Вечерня оканчивается по обычному чину вечера Недель Святой Четыредесятницы: по «Ныне отпущаеши...» — пение великопостных тропарей «Богородице Дево...», «Слава: Крестителю Христов...», «И ныне: Моли́те за ны...» с поклоном, «Под Твое благоутробие...» без поклона, и далее по чину. Отпуст обычный.
Подробное изложение порядка богослужения, предписанного Типиконом в Неделю вечера, см. 5 февраля. Кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: 4 стихиры покаянные Октоиха, глас 5-й (две — из стихир на стиховне вечера, две другие — из стиховных стихир утрени), Триоди, глас 8-й — 3, и преподобного, глас тот же — 3. «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же: «Виждь моего сокруше́ннаго сердца стена́ния...».
Вход с кадилом. «Свете Тихий». Поется великий прокимен, глас 8-й: «Не отврати Лица Твоего...», со стихами (по обычаю).
На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й. «Слава, и ныне» — Богородичен Триоди, глас тот же: «Небесная поют Тя...».
Молитва прп. Ефрема Сирина читается с тремя великими поклонами (без малых). Окончание вечерни великопостное (см. 5 февраля).
На малом повечерии в Неделю вечером канон Богородицы опускается, так как накануне было всенощное бдение. Поется же служба свт. Иакова исповедника (с 21 марта).
Полунощница, утреня, часы с изобразительными ивечерней. Подробное изложение общего порядка богослужения см. 6 февраля.
На утрене — кафизмы 4-я, 5-я и 6-я. На 1-м часе — кафизмы нет; на 3-м часе — кафизма 7-я; на 6-м часе — кафизма 8-я; на 9-м часе — кафизма 9-я. На вечерне — кафизма 18-я.