Четверг, 5 Апреля 2007 года (23 Марта 2007 по ст.ст.)
Великий Четверг, воспоминание Тайной Вечери
Великий пост.
Прмч. Никона еп. и 200-ти учеников его (251).
Мчч. Филита, Лидии, жены его, Македона, Феопрепия, Кронида и Амфилохия (117-138).
Мч. Дометия.
Прпмч. Луки нового Митиленского.
Прп. Никона, игумена Киево-Печерского (1088).
Прп. Пахомия Нерехтского.
Прав. Василия Мангазейского (1600).
Новомч. прп. исп. архим. Сергия (Сребрянского).
Богослужебные указания: [скрыть] Великий Четверток. Воспоминание Тайной Ве́чери. Прмч. Никона и иже с ним. Прп. Никона, игумена Киево-Печерского. Утреня. Пение «по-красному», великопостный распев заканчивается.
Примечание. По Уставу, утреня начинается «в 7-й час нощи», т. е. по-нашему — около первого часа ночи (см. Типикон, гл. 49-я, «Во Святый и Великий Четверток»).
Иерей возглас: «Благословен Бог наш...». Чтец: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный...», Трисвятое по «Отче наш...». Иерей: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Прииди́те, поклони́мся...» (трижды) и двупсалмие (во время псалмов — обычное каждение).
Шестопсалмие. Великая ектения. «Аллилуиа», глас 8-й. Тропарь, глас тот же: «Егда́ славнии ученицы́...». «Слава» — тот же, «И ныне» — тот же. Кафизм нет.
По окончании пения тропаря отверзаются царские врата, и диакон возглашает: «И о сподобитися нам слышанию...». Евангелие — Лк., зач. 108, от полу́: «Приближа́шеся праздник опресно́к...» (конец в зач. 109: «По Немже идо́ша ученицы́ Его»).
Псалом 50-й. Молитва «Спаси, Боже, люди Твоя...» не читается, но сразу канон, глас 6-й, творение св. Космы Маиумского: «Се́ченое сече́тся...» (ирмосы по дважды, тропари на 6), с припевом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» (библейские песни не стихословятся). По каждой песни катавасия — ирмос канона.
По 3-й песни — малая ектения, седален Триоди, глас 1-й: «Езе́ра и источники...». «Слава» — ин седален, глас 3-й: «Смиря́яся за благоутробие...», «И ныне» — ин седален, глас 4-й: «Яды́й, Владыко...».
По 6-й песни — малая ектения, кондак Триоди, глас 2-й: «Хлеб прие́м...», и икос, глас тот же: «Тайной трапе́зе...».
На 9-й песни — каждение. («Честнейшую» не поем.)
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Малая ектения. Ексапостиларий: «Чертог Твой...». «Слава» — тот же, «И ныне» — тот же.
«Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры Триоди, глас 2-й — 4. «Слава, и ныне» — Триоди, глас тот же: «Егоже пропове́да Агнца Исаия...».
Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» («Тебе слава подобает...» не произносится), и читается вседневное славословие. Ектения просительная: «Исполним утреннюю...», возглас: «Яко Бог милости...», и обычная молитва главопреклонения (с возгласом: «Твое бо есть...»).
Стихиры на стиховне Триоди, глас 8-й (с особыми припевами). «Слава» — Триоди, глас тот же: «Нрав твой льсти...», «И ныне» — Триоди, глас 5-й: «Тайново́дствуя Твоя, Господи, ученики...».
«Благо есть» (единожды). По Трисвятом тропарь, глас 8-й: «Егда славнии ученицы́...». Сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже...». Возглас: «Яко Милостив...». Диакон: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благословен...». Певцы: «Утверди, Боже», и сразу читается 1-й час.
На 1-м часе тропарь: «Егда славнии ученицы́...». После Богородична: «Что Тя наречем...» — тропарь пророчества, глас 3-й: «Зауше́нный за род человеческий...», «Слава, и ныне» — тот же тропарь. 1-й прокимен, глас 1-й: «Да разумеют язы́цы, яко имя Тебе Господь»; стих: «Боже, кто уподобится Тебе?», и паримия Триоди. Затем 2-й прокимен, глас 8-й: «Помоли́теся и воздадите Го́сподеви, Богу нашему»; стих: «Ве́дом во Иудеи Бог, во Израили велие имя Его». Далее чтец: «Стопы моя...» (без пения и повторений) и т. д. По Трисвятом — кондак Триоди: «Хлеб прием...», и прочее по обычаю (но не как в Великий пост). Отпуст: «Иже за превосходящую благость путь добре́йший смирения показа́вый, внегда́ умыти ноги учеников, да́же до Креста и погребения снизше́дый нам, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец» (святые храма и дня не поминаются)1.
Примечание. «Подоба́ет ве́дати, я́ко лития́ за упоко́й в притво́ре не быва́ет до Неде́ли Фомины́» (Типикон, «Великий Четверток», 1-е «зри»). Соответственно этому указанию Типикона, во все последующие дни Страстно́й и Пасхальной седмиц не до́лжно произносить заупокойных ектений и совершать какие-либо поминовения усопших, кроме тайного на проскомидии и на Литургии по освящении Даров. Не совершаются ни панихиды, ни литии.
Входные молитвы, по обычаю, священнослужители творят на молитве 9-го часа, и проскомидия совершается во время пения «Господи, воззвах». Но если будет много поминаний, проскомидия может быть начата во время часов и закончена во время пения «Господи, воззвах»2.
Часы 3-й, 6-й и 9-й — без кафизм. На часах — тропарь: «Егда славнии ученицы́...», и кондак: «Хлеб прием...». Присоединяется, как обычно, последование изобразительных. Блаженны скоро, без пения. «Помяни нас, Господи...», «Помяни нас, Владыко...», «Помяни нас, Святый...», «Лик Небесный поет Тя...», «Приступи́те к Нему...», «Лик Небесный поет Тя...». «Слава» — «Лик святых Ангел...», «И ныне» — «Верую...», «Ослаби, остави...», «Отче наш», после возгласа — кондак: «Хлеб прием...», «Господи, помилуй» (40) и молитва: «Всесвятая Троице...». Иерей (или диакон): «Премудрость». Певцы: «Достойно есть...». Иерей: «Пресвятая Богородице...». Певцы: «Честнейшую Херувим...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст малый.
Литургия свт. Василия Великого начинается вечерней. Примечание. По Уставу, вечерня с Литургией свт. Василия Великого начинается «во 8-й час дне», т. е. по-нашему — около 2-х часов пополудни (см. Типикон, гл. 49-я, «Во Святый и Великий Четверток вечера»).
Возглас: «Благословено Царство...». Обычное начало (с «Царю Небесный...»), псалом 103-й (священник читает светильничные молитвы на амвоне). Великая ектения. Кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» стихиры Триоди, глас 2-й — 10 (каждая стихира — дважды). «Слава, и ныне» — Триоди, глас 6-й: «Рождение ехи́днов воистинну Иуда...». В это время заканчивается чин проскомидии, на котором приготовляются два Агнца: один для данной Литургии, а другой — для приготовления запасных Святых Даров на весь год.
Вход с Евангелием. «Свете Тихий». 1-й прокимен, глас 1-й: «Изми́ мя, Господи, от человека лукава, от мужа неправедна избави мя»; стих: «Иже помы́слиша неправду в сердце весь день», и читается 1-я паримия. 2-й прокимен, глас 7-й: «Изми мя от враг моих, Боже, и от востающих на мя избави мя»; стих: «Избави мя от делающих беззаконие», и читаются оставшиеся две паримии3. Малая ектения. Возглас: «Яко Свят еси, Боже наш...»4. Трисвятое. Прокимен, глас 7-й: «Кня́зи лю́дстии собра́шася вку́пе на Го́спода и на Христа Его»; стих: «Вску́ю шата́шася язы́цы, и людие поучи́шася тщетным». Апостол — 1 Кор., зач. 149. Аллилуиарий, глас 6-й: «Блажен разумева́яй на нища и убога, в день лют избавит его Господь»; стих: «Врази́ мои ре́ша мне злая: когда у́мрет и погибнет имя его?»; стих: «Яды́й хле́бы моя, возвели́чи на мя запинание». Евангелие (составное) — Мф., зач. 107: «Рече́ Господь Своим учеником: ве́сте, яко по двою́ дню Пасха будет...».
Далее по чину Литургия свт. Василия Великого.
Вместо Херувимской песни — «Ве́чери Твоея́ тайныя...» (трижды): дважды до перенесения Святых Даров (без «Аллилуия»), третий раз — после перенесения Даров (с «Аллилуия»).
Задостойник — ирмос: «Странствия Владычня...».
Вместо причастна, во время причащения и вместо «Да исполнятся...» — «Ве́чери Твоея́ тайныя...», «Аллилуия» (трижды).
Отпуст краткий: «И́же за превосходя́щую бла́гость...» (святые дня и храма не поминаются).
Примечание. «Та́же вхо́дим в трапе́зу и яди́м варе́ние с еле́ем. Пие́м же и вино́, и и́но сухояде́ние, зане́же пое́тся “Аллилу́ия”. Студи́йския же оби́тели Ти́пик повелева́ет в Вели́кий Святы́й Четверто́к я́сти еди́но варе́ние, и со́чиво, и обваре́н боб, пие́м же и вино́. Святы́я же Горы́ Ти́пик повелева́ет во Святы́й Вели́кий Четверто́к я́сти варе́ния два с еле́ем и вина́ по три ча́ши. И сия́ вся ка́ко разсу́дит настоя́тель, зря свою́ о Христе́ бра́тию произволя́ющу к душеспаси́тельной по́льзе» (Типикон, гл. 49-я, «Во Святый и Великий Четверток вечера»).
В четверг вечером служится малое повечерие. На нем трипеснец Великого Пятка, творение прп. Андрея Критского, глас 8-й (песни 5-я, 8-я и 9-я). Ирмосы по дважды; тропари, сколько их есть. В конце каждой песни — ирмос на катавасию.
По Трисвятом — кондак Триоди, глас 8-й: «Нас ради Распя́таго...» (см. на утрене Великого Пятка), и прочее последование малого повечерия. Отпуст малый.
Примечание. Ради умилительного трипеснца это повечерие не следует опускать и в том случае, когда последование святых Страстей совершается в четверток вечером.
1 Так по Служебнику. В книге «Службы на каждый день Страстно́й седмицы» в Великий Четверг на утрене и на изобразительных указан отпуст «Гряды́й Господь на вольную Страсть...», что менее соответствует содержанию богослужения утрени этого дня (см. статью проф. Н. Д. Успенского «Богослужебные отпусты» в «Богослужебных указаниях на 1998 год», с. 416—417).
2 В этом случае входные молитвы совершаются перед началом богослужения.
3 Во время пения прокимнов царские врата, по традиции, открыты; на чтение паримий царские врата затворяются.
4 О порядке возглашения «Господи, спаси благочестивыя...» см. 5 января, сноску 40.