Богослужебные указания: [скрыть] Вторник. Прп. Михаила, еп. Синадского. Свт. Леонтия, еп. Ростовского. Аллилуия. Собора Ростово-Ярославских святых. Прп. Евфросинии Полоцкой. Прп. Паисия Галичского. По Уставу, возможно1 совершение аллилуйной службы (Б). По благословению настоятеля, может совершаться служба с «Бог Господь» (служба прп. Михаила не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха) (А). Приводим также порядок совершения славословной службы свт. Леонтия, еп. Ростовского, со службой прп. Михаила, еп. Синадского (без праздничного знака) (В).
Примечание. Если накануне совершалась аллилуйная служба, то 9-й час не читается, а служба начинается вечерней (с «Царю Небесный...» и общего начала).
А.На вечерне кафизма 6-я.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 8-й — 3, и преподобного, глас тот же — 3. «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же: «Да гла́сы велича́ю...».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й. «Слава, и ныне» — Богородичен Октоиха: «Радуйся, вселенныя похвало́...».
По Трисвятом — тропарь преподобного (общий), глас 8-й. «Слава, и ныне» — Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Недви́жимое утвержде́ние...».
На утрене на «Бог Господь» — тропарь преподобного (общий), глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Недви́жимое утвержде́ние...».
Кафизмы 7-я и 8-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.
Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4, и преподобного на 4.
Библейские песни «Господеви поем...».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях — ирмосы канона Минеи.
По 3-й песни — седален преподобного, глас 1-й. «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни — кондак преподобного, глас 8-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава, и ныне» — Богородичен Октоиха.
«Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы.
Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й. «Слава, и ныне» — Богородичен Октоиха, глас тот же: «Кров Твой...».
По Трисвятом — тропарь преподобного (общий), глас 8-й. «Слава, и ныне» — Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Дево Пречистая...».
На часах — тропарь и кондак преподобного.
На Литургии вседневные антифоны.
По входе — тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы — тропарь храма, тропарь дня, тропарь преподобного; кондак дня, кондак преподобного. «Слава» — «Со святыми упокой...», «И ныне» — кондак храма.
В храме святого — тропарь дня, тропарь храма, тропарь преподобного; кондак дня, кондак храма, кондак преподобного. «Слава» — «Со святыми упокой...», «И ныне» — «Предстательство христиан...».
Примечание.Если храм Предтечи, то во вторник тропарь и кондак храма не поются, так как заменяются дневными.
Прокимен, аллилуиарий и причастен — дня.
Апостол и Евангелие — дня.
Б. Аллилуйная служба прп. Михаила отправляется по чину, изложенному 22 мая, с некоторыми особенностями.
На вечерне кафизма 6-я.
Вместо прокимна на вечерне поется «Аллилуия» на 6-й глас, со стихами (см. Часослов).
Окончание вечерни следующее: по Трисвятом — тропари, глас 4-й: «Богородице Дево...» (поклон). «Слава» — «Крестителю Христов...» (поклон), «И ныне» — «Молите за ны...» (поклон), «Под Твое благоутробие прибегаем...» (без поклона), «Господи, помилуй...» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Сый благословен...». Чтец: «Аминь». Настоятель или чтец: «Небесный Царю...». Иерей — молитва прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего...» (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь», конечное Трисвятое по «Отче наш». Иерей — возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст великий. Многолетны. Исхождение в притвор, лития о усопших и конечный отпуст.
Совершается великое повечерие, точно так же, как Великим постом, только пение везде заменяется чтением. По «Достойно...» и Трисвятом, как и Великим постом — «Господи Сил, с нами буди...» (пение заменяется чтением). Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Иже на всякое время...», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Боже, ущедри ны...». Чтец: «Аминь». Иерей — молитва прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь», конечное Трисвятое по «Отче наш...». Иерей — возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12), и молитвы: «Нескверная, Неблазная...», «И даждь нам, Владыко...», «Преславная Приснодево...», «Упование мое Отец...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Чтец: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей — молитву литии: «Владыко Многомилостиве...» (как Великим постом). Обычное прощение и ектения: «Помолимся о Великом Господине...», в конце этой ектении священник глаголет: «Рцем и о себе саме́х». Хор: «Господи, помилуй» (трижды). Иерей: «Молитвами святых отец наших...». Хор: «Аминь».
На утрене кафизмы 7-я и 8-я.
Кондаки на изобразительных в следующем порядке:
В храме Господском — кондак храма, кондак дневной: «Пророче Божий, и Предтече...», кондак преподобного. «Слава» — «Со святыми упокой...», «И ныне» — «Предстательство христиан...».
В храме Богородицы — кондак дневной: «Пророче Божий, и Предтече...», кондак преподобного. «Слава» — «Со святыми упокой...», «И ныне» — кондак храма.
В храме святого — кондак дневной: «Пророче Божий, и Предтече...», кондак храма, кондак преподобного. «Слава» — «Со святыми упокой...», «И ныне» — «Предстательство христиан...».
Примечание. Если храм Предтечи, то во вторник кондак храма Предтечи не произносится, так как заменяется дневным кондаком.
Литургия в этот день не совершается. Вечерня бывает в свое время.
В. На вечерне кафизма 6-я.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: святителя, глас 5-й — 3, и преподобного, глас 8-й — 3. «Слава» — святителя, глас 8-й: «Якоже пророк...», «И ныне» — догматик, глас тот же: «Царь Небесный...».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры святителя, глас 8-й. «Слава» — святителя, глас 6-й: «Ты еси пастырь...», «И ныне» — Богородичен, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза...» (см. Часослов, Богородичен 3-го часа).
По Трисвятом — тропарь святителя, глас 4-й. «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Еже от века...».
Примечание. В службе прп. Михаила отсутствует тропарь преподобного.
На утрене на «Бог Господь» — тропарь святителя, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Еже от века...».
Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны святителя (по дважды). Псалом 50-й.
Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), святителя на 6 и преподобного на 4.
Библейские песни «Господеви поем...» (см. Типикон, 23 сентября, 1-е «зри»).
Катавасия «Отверзу уста моя...».
По 3-й песни — кондак преподобного, глас 8-й; седален святителя, глас тот же. «Слава» — седален преподобного, глас 1-й, «И ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни — кондак и икос святителя, глас 4-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи.
«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры святителя, глас 8-й — 4 (первая стихира — дважды). «Слава» — святителя, глас тот же: «Святителю Леонтие...», «И ныне» — Богородичен по гласу «Славы» от меньших: «Кров Твой...».
Великое славословие. По Трисвятом — тропарь святителя, глас 4-й. «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Еже от века...».
На часах — тропарь святителя. Кондаки преподобного и святителя читаются попеременно.
На Литургии блаженны святителя, песнь 3-я — 4 (со ирмосом) и песнь 6-я — 4.
По входе — тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы — тропарь храма, тропарь святителя; кондак святителя. «Слава» — кондак преподобного, «И ныне» — кондак храма.
В храме святого — тропарь храма, тропарь святителя; кондак храма, кондак святителя. «Слава» — кондак преподобного, «И ныне» — «Предстательство христиан...».
Прокимен, аллилуиарий и причастен2 — дня и святителя.
Апостол и Евангелие — дня и святителя.
1 См. 22 мая, сноска 1.
2 Причастны дня и святителя совпадают.