Богослужебные указания: [скрыть] Вторник 2-й седмицы по Пасхе. Радоница. Поминовение усопших. Мч. Саввы Стратилата (с 24 апреля). Вмч. Георгия Победоносца (празднование переносится на 24 апреля). Блгв. царицы Александры. По благословениюСвятейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, служба в честь вмч. Георгия Победоносца переносится со вторника (23 апреля) на среду (24 апреля).
Служба рядового святого среды (24 апреля) совершается 23 апреля.
Служба мч. Саввы Стратилата (с 24 апреля) не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Триоди.
Примечание. Устав возобновляет с понедельника по Неделе Антипасхи пение литий по усопшим (см. примечание на утрене Антипасхи, а также: Типикон, гл. 49, «Неделя сырная вечера», 3-е «зри»). Очевидно, от этого и происходит нарочитая заупокойная служба сего дня, именуемая в народе Радоницей («радощами» – радостными для усопших днями). Между тем Типикон не дает никаких указаний относительно порядка службы в Радоницу.
На службах суточного круга не следует допускать никаких изменений и отступлений от того общего порядка, который дается Уставом. Радоница приходится на период попразднства, поэтому в Радоницу не только на вечерне, утрене и Литургии, но и на повечерии не должно быть ничего специально заупокойного. Сохраняются лишь заупокойные моления на полунощнице.
Нарочитое поминовение усопших должно быть ограничено совершением заупокойной литии или панихиды1.
На вечерне кафизма 6-я.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Триоди, глас 4-й – 3, и мученика, глас тот же – 3. «Слава, и ныне» – Триоди, глас 1-й: «Учеником сомнящимся...».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры Триоди, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Триоди, глас 2-й: «По востании Твоем, Господи...».
По Трисвятом – тропарь мученика (по выбору). «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 7-й: «Запечатану гробу...».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 7-й (дважды). «Слава» – тропарь мученика (по выбору), «И ныне» – тропарь праздника, глас 7-й.
Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны Триоди. «Воскресение Христово видевше...» (единожды). Псалом 50-й.
Каноны: праздника Триоди (Антипасхи) со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и мученика на 4.
Библейские песни «Поем Господеви...».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи.
По 3-й песни – кондак мученика, глас 4-й; седален мученика, глас тот же. «Слава, и ныне» – ипакои Триоди, глас 6-й: «Яко посреде учеников...».
По 6-й песни – кондак и икос праздника Триоди (Антипасхи), глас 8-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Триоди: «Моих удов...». «Слава, и ныне» – ин светилен Триоди: «Днесь весна благоухает...».
«Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры Триоди, глас 1-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – Триоди, глас 2-й: «Дверем заключенным...».
«Тебе слава подобает...» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры Триоди, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Триоди, глас 6-й: «Дверем заключенным...».
По Трисвятом – тропарь мученика (по выбору). «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 7-й: «Запечатану гробу...».
На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь мученика. Кондак только праздника.
На Литургии блаженны праздника Триоди, песнь 4-я – 6 (со ирмосом).
По входе – тропарь праздника (Антипасхи), тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь мученика; кондак храма святого. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак праздника (Антипасхи). (Тропарь и кондак храма Господского не поются; кондак храма Богородицы не поется.)
Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника Триоди (Антипасхи).
Апостол и Евангелие – дня.
Задостойник Пасхи.
Сноски: 1 «Допускаемое иногда в Радоницу совершение заупокойной службы с заимствованием песнопений из службы вселенской поминальной субботы перед Пятидесятницей и соединение их со службой попразднства Антипасхи, произвольно измышленное, не имеет никаких оснований в Типиконе. Оно не соответствует ни букве, ни духу богослужебного Устава Православной Церкви, которая в отношении своего богослужения всегда строго руководствуется мудрым наставлением Екклезиаста: „всему свое время... время сетовать, и время ликовать« (Еккл. 3, 1, 4). Устав Православной Церкви не терпит и не допускает смешения скорбно-заупокойного и торжественно-праздничного...» (Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. С. 47–48).