Понедельник, 7 Апреля 2008 года (25 Марта 2008 по ст.ст.)
5-я седмица Великого поста, Глас четвертый
Великий пост.
(+)Благовещение Пресвятой Богородицы.
Преставление свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси (1925).
Прп. Саввы Нового (1948).
Иконы Благовещения Божией Матери (XVI).
Мчч. Пелагия, Феодосия и Дулы, Никомидийских.
Прп. Парфения Киевского (1855).
Преставление прп. Иустина (Поповича) (Серб.).
Богослужебные указания: [скрыть] Понедельник 5-й седмицы. Благовещение Пресвятой Богородицы. Преставление свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси (службу зри 26 сентября).
Служба совершается по 3-й Марковой главе Типикона под 26 марта: «Аще случится Благовещение в понедельник 4-я, или 5-я, или 6-я недели святых постов».
На великой вечерне1 «Блажен муж» - 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди, глас 3-й и глас 7-й – 3, и праздника, глас 6-й – 7 (первая стихира – трижды, вторая и третья - дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Послан бысть...».
Вход с кадилом. Прокимен дня, глас 8-й: «Се ныне благословите...» (со стихом)2. Паримии праздника - 3 (1-я – Бытия чтение: «Изыде Иаков...»; 2-я – Пророчества Иезекиилева чтение: «Тако глаголет Господь: будет от дне осмаго...»; 3-я – Притчей чтение: «Премудрость созда Себе дом...»). Ектения: «Рцем вси...». «Сподоби, Господи...». Ектения: «Исполним вечернюю молитву...», и молитва главопреклонения.
На литии стихиры праздника, глас 1-й. «Слава3, и ныне» – праздника, глас 2-й: «Благовествует Гавриил...».
На стиховне стихиры праздника, глас 4-й (со своими припевами)4. «Слава, и ныне» - праздника, глас тот же: «Днесь радость...».
По Трисвятом - тропарь праздника, глас 4-й (трижды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.
Кафизмы 4-я, 5-я и 6-я.
По 1-м стихословии – малой ектении нет. Седален Триоди, глас 3-й: «Краснейшее время наста...» (см. по 2-м стихословии). «Слава, и ныне» – ин седален Триоди, глас 7-й: «Господи, давый нам...» (см. по 3-м стихословии).
По 2-м стихословии – малая ектения. Седален праздника, глас 1-й: «Великий воевода...». «Слава, и ныне» – тот же седален.
По 3-м стихословии – малая ектения. Седален праздника, глас 3-й: «Днесь вся тварь радуется...». «Слава, и ныне» – тот же седален.
Полиелей. Величание праздника: «Архангельский глас вопием Ти, Чистая: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою», и избранный псалом. Седален праздника по полиелее, глас 4-й. «Слава, и ныне» – ин седален праздника, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен праздника, глас 4-й: «Благовестите день от дне спасение Бога нашего». Евангелие праздника – Лк., зач. 4. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы...», «И ныне» – тот же стих. Стихира праздника, глас 2-й: «Благовествует Гавриил...».
Каноны:
1-я, 8-я и 9-я песни – канон праздника со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и трипеснцы Триоди на 8. Катавасия – ирмосы второго трипеснца.
3-я, 4-я, 5-я, 6-я и 7-я песни – канон праздника со ирмосом на 14 (ирмосы по дважды). Катавасия – праздника (ирмосы праздничного канона).
Библейские песни в праздничной редакции – «Поем Господеви».
Примечание. О пении канона Благовещения см. примечание свт. Афанасия (Сахарова) в Минее-Март, ч. 2, с. 215–216.
По 3-й песни – седален праздника, глас 8-й. «Слава, и ныне» - ин седален праздника, глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 8-й.
На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припев праздника: «Благовествуй, земле, радость велию, хвалите, Небеса, Божию славу»5. К тропарям трипеснцев припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе»; к Богородичнам трипеснцев – припев праздника: «Благовествуй, земле, радость велию...». В конце 9-й песни: ирмос 2-го трипеснца Триоди; припев праздника: «Благовествуй, земле, радость велию...» и ирмос канона праздника: «Яко одушевленному Божию кивоту...».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника (дважды). «Слава, и ныне» – ин светилен праздника.
«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры праздника, глас 1-й – 4. «Слава, и ныне» – праздника, глас 2-й: «Еже от века таинство...».
Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» («Тебе слава подобает...» не произносится), и читается вседневное славословие. Ектения: «Исполним утреннюю молитву...», и молитва главопреклонения.
На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с обычными будничными припевами; см. Часослов). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Да веселятся Небеса...».
«Благо есть...» (единожды). Трисвятое. По «Отче наш» – тропарь праздника, глас 4-й (единожды). Ектения: «Помилуй нас, Боже...». Иерей – возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец...». Хор: «Аминь».
Примечание. После возгласа ектении: «Яко Милостив...» – обычный возглас: «Премудрость», хор: «Благослови», иерей: «Сый благословен...». Молитва: «Небесный Царю...» [или: «Утверди, Боже...»]6, после чего – 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина (ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 326).
Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Чтец: «Аминь», и сразу, без отпуста утрени, читается 1-й час.
На1-м часе – кафизмы нет. Тропарь и кондак праздника. После возгласа: «Боже, ущедри ны...» – молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). (Конечное Трисвятое и «Господи, помилуй» (12) не читаются.) Непосредственно после поклонов иерей читает молитву: «Христе, Свете Истинный...». «Взбранной Воеводе...». Отпуст великий, и многолетны.
Примечание. «В 3-й же час дне исходим со кресты с литиею вне монастыря, и возвращшеся входим в трапезу, и поем час 3-й и 6-й с кафизмами, без поклонов... На часех же в кампан не ударяем» (Типикон, 25 марта).
На 3-м часе7– кафизма 7-я. На 6-м часе – кафизма 8-я; тропарь пророчества (Триоди), 1-й прокимен Триоди, чтение паримии Триоди, 2-й прокимен Триоди. На 9-м часе – кафизма 9-я. На всех часах – тропарь и кондак праздника, конечный возглас иерея – «Боже, ущедри ны...», молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами)8.
На изобразительных «Во Царствии Твоем...» и прочее читается «скоро» (без пения и без поклонов). Конечные молитвословия изобразительных следующие9: «Ослаби, остави...»; по «Отче наш» – кондак праздника; «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне»; «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним...», возглас: «Боже, ущедри ны...», молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами), молитва: «Всесвятая Троице...». Иерей: «Премудрость». Певцы: «Достойно есть...» (до половины). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит отпуст: «Христос, Истинный Бог наш...». Певцы – «Господи, помилуй» (трижды). Многолетны, по традиции, не поются.
Вечерня (в соединении с Литургией свт. Иоанна Златоуста) совершается «без кафизмы, и без поклонов». Иерей в алтаре, стоя пред престолом, возглашает: «Благословено Царство...», при этом он обыкновенно творит Евангелием крест над престолом. Певцы: «Аминь». Чтец: «Приидите, поклонимся» (трижды)10 и предначинательный псалом. (Священник читает светильничные молитвы.) Великая ектения. Кафизмы нет.
На «Господи, воззвах...» стихиры на 11: Триоди самогласны, глас 7-й и глас 4-й - 2 (без мученична; см. на стиховне вечера), Триоди подобны, глас 3-й и глас 8-й - 3 (см. на «Господи, воззвах»), праздника11, глас 4-й - 3, и Архангела, глас 1-й - 3 (к 11-й стихире припев: «Творяй Ангелы Своя духи / и слуги Своя пламень огненный»). «Слава, и ныне» - праздника, глас 6-й: «Послан бысть...».
Во время пения стихир на «Господи, воззвах» заканчивается проскомидия. На проскомидии заготовляются три Агнца – для среды, четверга и пятницы.
Вход с Евангелием12. «Свете Тихий». Прокимен Триоди, глас 4-й: «Настави мя, Господи...» (со стихом), и 1-я паримия Триоди; 2-й прокимен Триоди, глас 4-й: «Любит Господь врата Сионя...» (со стихом), и 2-я паримия Триоди. Затем – чтение двух паримий праздника (1-я – Исхода чтение: «Вниде Моисей...»; 2-я – Притчей чтение: «Господь созда мя...»; с обычными возглашениями)13. Малая ектения, возглас: «Яко Свят еси, Боже наш...»14. Поется Трисвятое, и далее Литургиясвт. Иоанна Златоуста.
Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен - праздника.
Задостойник праздника – припев: «Благовествуй, земле...», и ирмос: «Яко одушевленному...».
Примечание. «На трапезе утешение братии велие: ядим рыбы, и пием вино, в кийлюбо день случится, единожды днем, кроме субботы и Недели» (Типикон, 26 марта; ср.: Типикон, гл. 33).Сноски: 1 Всенощное бдение начинается великой вечерней.
2 Великий прокимен, глас 8-й: «Не отврати лица Твоего...», не поется (ср.: Типикон, 3-я Маркова глава под 26 марта).
3 Стихира праздника, глас 8-й: «Да веселятся Небеса...», на литии великой вечерни не поется (ср.: Типикон, 3-я Маркова глава под 26 марта).
4 Стиховные стихиры Триоди (самогласны и мученичен ) на великой вечерне не поются, а переносятся на стиховны малой вечерни (ср.: Типикон, 3-я Маркова глава под 26 марта).
5 По традиции, 1-й припев запевает священник или диакон.
6 Традиция, согласно которой вместо молитвы «Небесный Царю...» поется: «Утверди, Боже...», является допустимой.
7 Перед началом часов священнослужители, по традиции, совершают входные молитвы, облачаются и начинают проскомидию.
8 По Уставу, часы совершаются «без поклонов». Отмена поклонов не распространяется на три поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина, поскольку совершение этих поклонов в праздник указано на 1-м часе и на изобразительных. «На конец коегождо часа по три поклоны великия» предписывает Типикон и при совпадении Благовещения с понедельником и вторником Страстной седмицы, богослужение которых совершается по образцу великопостных служб (см. 26 марта, 12-я и 13-я Маркова глава). По мысли Устава, отмена поклонов на постовом богослужении не касается поклонов с молитвой прп. Ефрема Сирина. Например, в день Благовещения вечером «повечерие поем малое в притворе поскору, без поклонов и канона, точию на «Слава в вышних...» 3 поклоны, и по Трисвятом 3 поклоны, и по «Честнейшую...» 3 великия поклоны с молитвою: «Господи и Владыко...» и прочия 12-ть, и на последнем Трисвятом 3 поклоны, и отпуст» (26 марта, 3-е «зри»). Похожее указание имеется о полунощнице в 1-й день св. Четыредесятницы: «поем полунощницу без поклонов; точию по «Честнейшую Херувим...» 3 поклоны великия, с молитвою «Господи и Владыко живота моего...». Сие же бывает в 1-й день точию. В прочия же дни святаго и великаго поста поем полунощницу всю с поклоны» (Типикон, гл. 49).
9 О чтении Символа веры на изобразительных Типикон умалчивает, однако старопечатные уставы в последовании изобразительных в праздник Благовещения назначают на «И ныне» – «Верую во Единаго Бога...» (см.: Устав. М., 1610. Л. 631 об.; Устав. М., 1634. Л. 64; Устав. М., 1641. Л. 550 об.; ср. также: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 601).
10 Если вечерня с Литургией свт. Иоанна Златоуста совершается в отдельном от часов и изобразительных богослужебном собрании, то после начального возгласа «Благословено Царство...» должно читаться обычное начало: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный...» и проч. (ср. с богослужением Великого Четвертка). Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 509–510.
11 См.: Минея-Март. Ч. 2. М., 2002. С. 189.
12 Если служат два диакона, то младший идет первым с кадилом, затем старший диакон с Евангелием.
13 См.: Минея-Март. Ч. 2. М., 2002. С. 176.
14 Возглас «Яко Свят еси, Боже наш...» произносится на Литургии и тогда, когда она совершается с вечерней. По мнению прот. К. Никольского (см. его «Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви», с. 388), в этом случае следует возглашать «Господи, спаси благочестивыя...». Порядок произношения «Господи, спаси благочестивыя...» такой же, как на Литургии, совершаемой без соединения с вечерней. Священник, когда нет служащего диакона, должен произносить сам возглашение «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны» в следующей редакции. Иерей – возглас: «Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков». Лик: «Аминь». Иерей: «Господи, спаси благочестивыя». Лик поет то же. Иерей: «И услыши ны». Лик поет то же, и далее поет «Святый Боже...». (См.: Определения Священного Синода , заседание 17 июля 1997 г. // Журнал Московской Патриархии. М., 1997. № 8. С. 15–16.)