Собезначальное Слово Отцу и Духови, / от Девы рождшееся на спасение наше, / воспоим, вернии, и поклонимся, / яко благоволи плотию взыти на крест, / и смерть претерпети, / и воскресити умершия / славным воскресением Своим.
Богородичен, глас тойже.
Радуйся, двере Господня непроходимая./ Радуйся, стено и покрове притекающих к Тебе./ Радуйся, необуреваемое пристанище и неискусобрачная,/ рождшая плотию Творца Твоего и Бога, / молящи не оскудевай о воспевающих,/ и кланяющихся Рождеству Твоему.
Кондак, глас тойже.
Ко аду, Спасе мой, сошел еси,/ и врата сокрушивый яко Всесилен,/ умерших яко Создатель совоскресил еси,/ и смерти жало сокрушил еси,/ и Адам от клятвы избавлен бысть,/ Человеколюбче, темже вси зовем:/ спаси нас, Господи.
Свт. Антония, еп. Вологодского. Тропарь, глас 4.
Иже от юности, Богомудре, возследуя Христу, / во бдениих и в пощениих пребывая, / и паству, от Бога дарованную ти, добре пасый, / и учений Божественных исполняя, и в жизненный путь наставляя: / отнюду же и архиерейства саном почтеся, / Церковь и люди возвеселил еси; / и по преставлении своем чудес лучи испущаеши, / недугом с верою приходящим к тебе исцеление подая, / и слепу младенцу свет дарова, / угодниче Христов, святителю Антоние, / предстоя Престолу Христову с лики Ангельскими, / с нимиже моли Его о нас, притекающих к тебе / получити от него оставление грехов и велию милость.
Правило веры, и образ кротости, / и воздержания известный учитель Христову стаду воистину был еси, / уча е выну смирению, / не мудрствовати еже высокая, / сего ради стяжал, яже желаше, / отче святителю Феофиле, / моли Христа Бога спастися душам нашим.
Богослужебные указания: [скрыть] Неделя 22-я по Пятидесятнице. Глас 5-й. Вмч. Димитрия Солунского. Воспоминание великого и страшного трясения. Прп. Феофила Печерского, архиеп. Новгородского, в Дальних пещерах. Свт. Антония, еп. Вологодского. Воскресная служба Октоиха совершается в соединении с бденной службой вмч. Димитрия Солунского[36] и службой в воспоминание великого и страшного трясения (землетрясения), бывшего в Царьграде (по Марковой главе Типикона под 26 октября: «Подобает ведати, аще случится великомученика Димитрия Селунскаго, и трясения в Неделю»).
На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 5-й – 3, трясения, глас 2-й и глас 6-й – 3 (см. на стиховне великой вечерни, без стихов), и великомученика, глас 2-й и глас 8-й – 4. «Слава» – великомученика, глас 6-й: «Днесь созывает нас…», «И ныне» – догматик, глас 5-й: «В Чермнем мори…».
Вход. Прокимен дня. Паримии Минеи – 3.
На литии стихира храма и стихиры великомученика, глас 1-й и глас 2-й. «Слава» – великомученика, глас 5-й: «Стецемся верою и любовию…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Вострубим трубою песней...»[37].
На стиховне стихиры воскресные, глас 5-й. «Слава» – великомученика, глас 8-й: «Имеет убо Божественнейшая твоя душа…», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Безневестная Дево...».
По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды), и тропарь великомученика, глас 3-й (единожды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 5-й (дважды). «Слава» – тропарь великомученика, глас 3-й, «И ныне» – тропарь трясения, глас 8-й.
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные[38].
Полиелей. Величание великомученика и избранный псалом. «Ангельский собор…». Ипакои гласа. Седален великомученика по 1-м стихословии, глас 4-й: «Димитрия днесь страстотерпца…», седален великомученика по 2-м стихословии, глас тот же: «Память твоя, славне…». «Слава» – седален великомученика по полиелее, глас 8-й: «Сияния чудес…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Яко Деву…». Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 11-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), трясения на 4 и великомученика на 6.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Отверзу уста моя…».
По 3-й песни – кондак трясения, глас 6-й[39], кондак и икос великомученика, глас 2-й; седален великомученика, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален трясения, глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 5-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 11-й. «Слава» – светилен великомученика, «И ныне» – светилен трясения.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 5-й – 4, и великомученика, глас 4-й[41]). «Слава» – стихира евангельская 11-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…».
На 1-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь трясения. Кондак трясения.
На 3-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь великомученика. Кондак великомученика.
На 6-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь трясения. Кондак воскресный[42].
На 9-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь великомученика. Кондак трясения.
На Литургии блаженны гласа – 4, трясения, песнь 3-я – 4, и великомученика, песнь 6-я – 4.
По входе – тропари и кондаки[43]:
В храме Господском и святого – тропарь воскресный, тропарь трясения, тропарь великомученика; кондак воскресный. «Слава» – кондак великомученика, «И ныне» – кондак трясения.
В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь трясения, тропарь храма, тропарь великомученика; кондак воскресный, кондак трясения. «Слава» – кондак великомученика, «И ныне» – кондак храма.
Прокимен и аллилуиарий – трясения и великомученика.
Апостол и Евангелие – трясения, дня (под зачало) и великомученика.
Примечание. «Ряд же, Апостол и Евангелие, чтем под зачало» (Типикон, 26 октября, Маркова глава, 2-е «зри»).
Причастен – воскресный (и трясения): «Хвалите Господа с Небес...», и великомученика: «В память вечную...».
[36] Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 215–216; Типикон, 26 октября.
[37] Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 61–62.
[38] По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 5-го гласа: «Радуйся, двере Господня…».
[39] Расширительно толкуя схематичные указания Марковой главы Типикона под 26 октября относительно богослужебных текстов по 3-й песни канона, можно считать допустимым пение кондака трясения перед кондаком великомученика (ср. с указаниями о кондаках на часах и на Литургии). Ср.: Устав. М., 1641. Л. 224.
[41] Ср.: Устав. М., 1641. Л. 224.
[42] Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 280.
[43] Ср.: Типикон, 26 октября, Маркова глава.