Небесных воинств Архистратизи, / молим вас присно мы недостойнии, / да вашими молитвами оградите нас / кровом крил невещественныя вашея славы, / сохраняюще ны припадающия прилежно и вопиющия: / от бед избавите ны, / яко чиноначальницы Вышних Сил.
Архангелу единому. Тропарь, глас 4.
Небесных воинств Архистратиже, / молим тя присно мы недостойнии, / да твоими молитвами оградиши нас / кровом крил невещественныя твоея славы, / сохраняя ны, припадающия прилежно и вопиющия: / от бед избави ны, / яко чиноначальник Вышних Сил.
Богослужебные указания: [скрыть] Среда 6-й седмицы. Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Архангела Гавриила. Литургия Преждеосвященных Даров. На малом повечерии во вторник вечером каноны не поются.
Примечание. «Повечерие поем малое в притворе поскору, без поклонов и канона, точию на “Слава в вышних...” 3 поклоны, и по Трисвятом 3 поклоны, и по “Честнейшую...” 3 великия поклоны с молитвою: “Господи и Владыко...” и прочия 12-ть, и на последнем Трисвятом 3 поклоны, и отпуст» (26 марта, 3-е «зри»).
Поскольку Устав не приводит указаний, касающихся тропарей и кондаков малого повечерия в день Благовещения вечером, возможны следующие варианты:
1) По Трисвятом – кондак Архангела, глас 8-й (см. 26 марта, по 6-й песни канона на утрене). Ср.: Типикон, 7 января.
2) По Трисвятом – кондак Архангела, глас 8-й (см. 26 марта, по 6-й песни канона на утрене). «Слава, и ныне» – кондак праздника, глас тот же[81].
Молитва прп. Ефрема Сирина с 16 поклонами (окончание малого повечерия см. 16 февраля).
Полунощница вседневная – по великопостному чину.
Утреня – по великопостному чину (подробное изложение общего порядка богослужения см. 17 февраля; особенности его см. 19 февраля).
Вместо «Бог Господь» – «Аллилуия» во глас Октоиха и Троичны гласа.
Кафизмы 19-я, 20-я и 1-я. Малых ектений нет.
По 1-м стихословии – седальны Октоиха (из приложения Триоди).
По 2-м и 3-м стихословии – седальны Триоди (на ряду).
Псалом 50-й. Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя…», «Господи, помилуй» (12), «Милостию и щедротами...».
Каноны:
1-я, 4-я, 5-я, 6-я и 7-я песни – канон праздника (см. 26 марта), глас 6-й, со ирмосом на 6 (по указаниям Минеи – на 4) и канон Архангела, глас 4-й, на 6.
3-я, 8-я и 9-я песни – каноны Минеи (праздника и Архангела) на 6 (со ирмосом канона праздника) и трипеснцы Триоди на 8.
Библейские песни – великопостные.
Примечание. Библейские песни поются в великопостной редакции, поскольку в отдание Благовещения Устав назначает службу с Аллилуиа и поклонами. По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 265), в предпразднства и попразднства двунадесятых праздников (в том числе и в период пения Триоди Постной) Песни Священного Писания должны стихословиться в праздничной редакции Поем Господеви.
Катавасия: по 3-й, 8-й и 9-й песни – ирмос 2-го трипеснца Триоди; по 6-й песни – ирмос канона Архангела.
По 3-й песни – седален Архангела, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тот же седален.
По 6-й песни – кондак Архангела, глас 8-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую»[82].
По 9-й песни может петься «Достойно есть»[83]. Светилен Троичен гласа.
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры Архангела, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 2-й: «Благовествует Гавриил…».
Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» («Тебе слава подобает…» не произносится), и читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры Триоди, глас 1-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Триоди, глас тот же: «Видящи висима…».
Окончание утрени – по великопостному чину.
Часы и изобразительны совершаются по великопостному чину (подробное изложение общего порядка богослужения см. 17 февраля; особенности его см. 19 февраля).
Примечание. Устав умалчивает об особенностях часов и изобразительных в отдание Благовещения в седмичный день св. Четыредесятницы, говоря только, что «прочее все поем с поклоны»[84].
На 1-м часе – кафизма 2-я; на 3-м часе – кафизма 3-я; на 6-м часе – кафизма 4-я; на 9-м часе – кафизма 5-я.
Подробное изложение порядка богослужения вечерни в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров см. 19 февраля.
На вечерне – кафизма 18-я.
Примечание. «На трапезе же разрешение вина и елея». (Типикон, 26 марта).
[81] Кондак праздника отсутствует на утрене в отдание Благовещения, случившееся в седмичный день св. Четыредесятницы, однако, по мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 231), на повечерии в день отдания кондак праздника глаголется.
[82] Ср.: Типикон, 26 марта, «Указ о отдании Благовещения Пресвятыя Богородицы», «Аще отдание Благовещения случится в среду 4-я недели постов...».
[83] Пение «Достойно есть» по 9-й песни канона возможно, поскольку в отдание Благовещения назначается аллилуйное великопостное богослужение с сохранением в составе утрени песнопений Октоиха (при этом катавасия по каждой песни канона отсутствует).
[84] Поскольку кондак праздника Благовещения отсутствовал на утрене 26 марта, на часах и изобразительных он также не глаголется.