Богослужебные указания: [скрыть] Суббота. Сщмч. Ферапонта. Прп. Нила Столобе́нского (службу зри 7 декабря). Прав. Иоанна Русского. Прп. Ферапонта Можайского. Свтт. Московских Киприана, Фотия, Ионы и Филиппа Первого.Прп. Ферапонта Мо́нзенского. Служба сщмч. Ферапонта не имеет праздничного знака, совершается вместе с субботней службой Октоиха (А). По благословению настоятеля, может совершаться славословная служба прп. Нила Столобенского (Б) или прав. Иоанна Русского (В).
А. На вечерне кафизма 18-я.
На «Господи, воззвах» стихиры священномученика, глас 8-й — 6 (каждая стихира — дважды). «Слава, и ныне» — догматик, глас тот же: «Царь Небесный...».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й (мученичны1 из числа стихир на «Господи, воззвах» — 1-й: «Мученицы Господни...», 2-й: «Мученицы Твои, Господи...», 3-й: «Аще кая добродетель...»; припевы обычные со стиховны — см. Часослов). «Слава, и ныне» — Богородичен Октоиха, глас тот же: «Чистая Дево...» (см. в стихирах на стиховне).
По Трисвятом — тропарь священномученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, глас 8-й: «Иже нас ра́ди...».
На утрене на «Бог Господь» — тропарь священномученика, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века...».
Кафизмы 16-я и 17-я2. Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.
Каноны:
В храме Воскресения Христова — канон воскресный рядового гласа (с прошлой Недели)3 со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды, тропари на 4: два воскресных тропаря, один Крестовоскресный и один Богородичен), священномученика на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.
Примечание. О пении канонов в храме Воскресения Христова в субботу см. Октоих, ч. 2, с. 660.
В храме Господском и Богородицы — канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), священномученика на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.
В храме святого — канон священномученика со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), храма на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.
Библейские песни «Поем Господеви...».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях — ирмосы мученичного канона Октоиха.
По 3-й песни — седален священномученика, глас 1-й. «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни — кондак священномученика (общий), глас 4-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава, и ныне» — Богородичен Октоиха.
«Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы.
Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й (мученичны из числа стихир на хвалитех — 1-й: «Вельми́ подвиза́стеся...», 2-й: «Мученицы Христовы...», 3-й: «Во броня́ веры...»; припевы обычные со стиховны — см. Часослов). «Слава, и ныне» — Богородичен Октоиха, глас тот же: «Аз, Дево Святая...» (см. в стихирах на хвалитех).
По Трисвятом — тропарь священномученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» — Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Тя величаем, Богородице, вопиюще: Ты еси купина́...».
На часах — тропарь и кондак священномученика.
На Литургии блаженны Октоиха — 6.
По входе — тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы — тропарь храма, тропарь дня: «Апостоли, мученицы...», тропарь священномученика; кондак храма, кондак священномученика. «Слава» — «Со святыми упокой...», «И ныне» — «Яко начатки естества...».
В храме святого — тропарь дня: «Апостоли, мученицы...», тропарь священномученика; кондак священномученика. «Слава» — «Со святыми упокой...», «И ныне» — «Яко начатки естества...».
Прокимен, аллилуиарий и причастен — дня4.
Апостол и Евангелие — дня.
Примечание. В период пения Октоиха на Литургии в субботу рядовые чтения следуют после чтений святых. В воскресные дни рядовые чтения предваряют чтения святого. В седмичные дни рядовые чтения предваряют чтения святого, даже при полиелейном и бденном святом; впрочем, при бденном святом рядовые чтения обычно переносятся на предыдущий или на следующий день.
Б. На вечерне кафизма 18-я.
На «Господи, воззвах» стихиры преподобного, глас 4-й — 6 (каждая стихира — дважды). «Слава» — преподобного, глас 8-й: «Преподобне отче Ни́ле...», «И ныне» — догматик, глас тот же: «Царь Небесный...».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры преподобного, глас 8-й. «Слава» — преподобного, глас тот же: «Монахов множества...», «И ныне» — Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Чистая Дево...».
По Трисвятом — тропарь преподобного, глас 4-й. «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, глас 8-й: «Иже нас ра́ди...».
На утрене на «Бог Господь» — тропарь преподобного, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, глас 8-й: «Иже нас ра́ди...».
Кафизмы 16-я и 17-я5. Малые ектении. Седальны преподобного (по дважды). Псалом 50-й.
Каноны:
В храме Господском и Богородицы — канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и преподобного на 8.
В храме святого — канон Богородицы (с прошедшей Недели)6 со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и преподобного на 8.
Примечание. При совпадении памяти славословного (а также полиелейного или бденного) святого с субботним днем в храме святого должен петься Богородичный канон с воскресной утрени отдаваемого гласа (см. Типикон, гл. 11-я, «зри»; Минея общая, «Изъявление вкратце»). Это является особенностью субботнего богослужения, на котором происходит отдание гласа, действовавшего в течение седмицы.
Библейские песни «Поем Господеви...».
Катавасия «Отверзу уста моя...».
По 3-й песни — седален преподобного, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни — кондак и икос преподобного, глас 8-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобного (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи.
«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры преподобного, глас 4-й — 4 (первая стихира — дважды). «Слава» — преподобного, глас 5-й: «Преподобне отче Ниле...», «И ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же: «Блажи́м Тя...».
Великое славословие. По Трисвятом — тропарь преподобного, глас 4-й. «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, глас 8-й: «Иже нас ра́ди...».
На часах — тропарь и кондак преподобного.
На Литургии блаженны преподобного, песнь 3-я — 4 (со ирмосом) и песнь 6-я — 4.
По входе — тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы — тропарь храма, тропарь преподобного. «Слава» — кондак преподобного, «И ныне» — кондак храма.
В храме святого — тропарь храма, тропарь преподобного; кондак храма. «Слава» — кондак преподобного, «И ныне» — «Предстательство христиан...».
Прокимен, аллилуиарий и причастен — преподобного и дня.
Апостол и Евангелие — преподобного и дня.
Примечание. В период пения Октоиха на Литургии в субботу рядовые чтения следуют после чтений святых. В воскресные дни рядовые чтения предваряют чтения святого. В седмичные дни рядовые чтения предваряют чтения святого, даже при полиелейном и бденном святом; впрочем, при бденном святом рядовые чтения обычно переносятся на предыдущий или на следующий день.
В. На вечерне кафизма 18-я.
На «Господи, воззвах» стихиры праведного, глас 4-й — 6 (каждая стихира — дважды). «Слава» — праведного, глас 1-й: «Ка́ко не похва́лим...», «И ныне» — догматик, глас 8-й: «Царь Небесный...».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры праведного, глас 2-й. «Слава» — праведного, глас 6-й: «Име́яй благи́й по́мысл...», «И ныне» — Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Молитвами Ро́ждшия Тя, Христе́...».
По Трисвятом — тропарь праведного, глас 4-й. «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, глас 8-й: «Иже нас ра́ди...».
На утрене на «Бог Господь» — тропарь праведного, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, глас 8-й: «Иже нас ра́ди...».
Кафизмы 16-я и 17-я7. Малые ектении. Седальны праведного (по дважды). Псалом 50-й.
Каноны:
В храме Господском и Богородицы — канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и праведного на 8.
В храме святого — канон Богородицы (с прошедшей Недели)8 со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и праведного на 8.
Примечание. При совпадении памяти славословного (а также полиелейного или бденного) святого с субботним днем в храме святого должен петься Богородичный канон с воскресной утрени отдаваемого гласа (см. Типикон, гл. 11-я, «зри»; Минея общая, «Изъявление вкратце»). Это является особенностью субботнего богослужения, на котором происходит отдание гласа, действовавшего в течение седмицы.
Библейские песни «Поем Господеви...».
Катавасия «Отверзу уста моя...».
По 3-й песни — седален праведного, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни — кондак и икос праведного, глас 8-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праведного (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи.
«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры праведного, глас 8-й — 4. «Слава» — праведного, глас 6-й: «Кто не восхва́лит тя...», «И ныне» — Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Бога, из Тебе воплоти́вшагося...».
Великое славословие. По Трисвятом — тропарь праведного, глас 4-й. «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, глас 8-й: «Иже нас ра́ди...».
На часах — тропарь и кондак праведного.
На Литургии блаженны праведного, песнь 3-я — 4 (со ирмосом) и песнь 6-я — 4.
По входе — тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы — тропарь храма, тропарь праведного. «Слава» — кондак праведного, «И ныне» — кондак храма.
В храме святого — тропарь храма, тропарь праведного; кондак храма. «Слава» — кондак праведного, «И ныне» — «Предстательство христиан...».
Прокимен, аллилуиарий и причастен — праведного и дня.
Апостол и Евангелие — праведного и дня.
Примечание. В период пения Октоиха на Литургии в субботу рядовые чтения следуют после чтений святых. В воскресные дни рядовые чтения предваряют чтения святого. В седмичные дни рядовые чтения предваряют чтения святого, даже при полиелейном и бденном святом; впрочем, при бденном святом рядовые чтения обычно переносятся на предыдущий или на следующий день.
1 Типикон предписывает петь на стиховнах 2, 3 и 4 мученичен с «Господи, воззвах». Эти мученичны в 1—7 гласах располагаются во второй группе стихир. Но в 8 гласе три мученична даны в первой группе стихир, а 4-я, 5-я и 6-я стихиры не являются мученичнами по содержанию. Поэтому при совершении службы 8-го гласа мученичны для пения стихир на стиховне нужно заимствовать из 1-й группы стихир.
2 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12).
3 См. в Октоихе, в воскресной службе 8-го гласа. В Неделю всех святых воскресная служба Октоиха 8-го гласа дана на ряду в Триоди Цветной.
4 При субботней службе с «Бог Господь» заупокойные прокимен, аллилуиарий и причастен не поются, а Апостол и Евангелие не читаются (см. В. Розанов «Богослужебный Устав...», с. 372).
5 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12).
6 См. в Октоихе, в воскресной службе 8-го гласа. В Неделю всех святых воскресная служба Октоиха 8-го гласа дана на ряду в Триоди Цветной.
7 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12).
8 См. сноску 6.