Звездо пресветлая Церкве Христовы, / на севере просиявшая, / вся к Царствию Небесному путеводящая, / учителю и апостоле истинныя веры, / предстателю и заступниче гонимых, / украшение изящное Святыя Церкве во Америце, / преподобне отче Германе Аляскинский, / молися ко Господу, Спасу нашему, / спастися душам нашим.
Богослужебные указания: [скрыть] Суббота. Вмч. и целителя Пантелеимона. Прп. Германа Аляскинского. Блж. Николая Кочанова. Святых равноапостольных просветителей Мефодия, Кирилла, Климента, Наума, Саввы, Горазда и Ангелария. Свт. Горазда Моравского. По Уставу, служба вмч. Пантелеимона шестеричная (Б). По благословению настоятеля, возможно совершение всенощного бдения (А).
А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры великомученика, глас 4-й и глас 2-й – 8 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – великомученика, глас 6-й: «Возсия днесь...», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажит...».
Вход. Прокимен дня. Паримии великомученика – 3.
На литии стихира храма и стихиры великомученика, глас 1-й, глас 2-й и глас 5-й. «Слава» – великомученика, глас 5-й: «Приидите, мучениколюбцы...», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Блажим Тя, Богородице Дево, и славим Тя...».
На стиховне стихиры великомученика, глас 1-й. «Слава» – великомученика, глас 8-й: «Матернее возлюбив...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Безневестная Дево...».
По Трисвятом – тропарь великомученика, глас 3-й (дважды), и «Богородице Дево...» (единожды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь великомученика, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 6-й: «Благословенную нарекий...».
Кафизмы 16-я и 17-я1. Малые ектении. Седальны великомученика.
Полиелей. Величание великомученика и избранный псалом. Седален великомученика по полиелее, глас 4-й: «Торжествуют днесь...» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен великомученика, глас 4-й: «Праведник, яко финикс, процветет...». Евангелие великомученика. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами великомученика...»2. Стихира великомученика, глас 3-й: «Возсия днесь...».
Каноны:
В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и великомученика на 8.
В храме святого – канон Богородицы (с прошедшей Недели) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и великомученика на 8.
Библейские песни «Поем Господеви...».
Катавасия «Отверзу уста моя...».
По 3-й песни – седален великомученика, глас 4-й. «Слава» – ин седален великомученика, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос великомученика, глас 5-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую»3.
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен великомученика (дважды). «Слава, и ныне» – Минеи.
«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры великомученика, глас 8-й и глас 5-й – 4. «Слава» – великомученика, глас 4-й: «Днесь просия...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Богородице, всех Царице...» (прил. 2-е, «В понедельник утра»), или Богородичен Минеи, глас тот же: «Богородицу песньми...».
Примечание. В современной редакции Минеи для хвалитных стихир назначается Богородичен «Богородицу песньми...», который в более раннем издании (см.: Минея-Июль. Киев, 1893. Л. 244 об.) служил Богородичном светильна по 9-й песни канона. Типикон (с. 751) в качестве Богородична хвалитных стихир указывает Богородичен от меньших, глас 4-й: «Богородице, всех Царице...» (см. прил. 2-е, «В понедельник утра»).
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь великомученика, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 6-й: «Благословенную нарекий...».
На часах – тропарь и кондак великомученика.
На Литургии блаженны великомученика, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и песнь 6-я – 4.
В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь великомученика. «Слава» – кондак великомученика, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь великомученика. «Слава» – кондак великомученика, «И ныне» – «Предстательство христиан...».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – великомученика.
Апостол и Евангелие – великомученика (рядовые чтения переносятся на пятницу 26 июля).
Б.На вечерне кафизма 18-я.
На «Господи, воззвах» стихиры великомученика, глас 4-й и глас 2-й – 6. «Слава» – великомученика, глас 6-й: «Возсия днесь...», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажит...».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 6-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» - 2-й: «Мученицы Твои, Господи...», 3-й – тот же, 4-й: «Страстотерпцы мученицы...»; припевы обычные со стиховны - см. Часослов). «Слава» – великомученика, глас 8-й: «Матернее возлюбив...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Чистая Дево...».
По Трисвятом – тропарь великомученика, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 6-й: «Благословенную нарекий...».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь великомученика, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Тя, ходатайствовавшую...».
Кафизмы16-я и 17-я4. Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.
Каноны:
В храме Воскресения Христова - канон воскресный рядового гласа (с прошедшей Недели) со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), великомученика на 6 и Октоиха (мученичный) на 4.
Примечание. О пении канонов в храме Воскресения Христова в субботу см. Октоих, ч. 2, с. 660.
В храме Господском и Богородицы - канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), великомученика на 6 и Октоиха (мученичный) на 4.
В храме святого - канон великомученика со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), храма на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.
Библейские песни «Поем Господеви...».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы мученичного канона Октоиха.
По 3-й песни – седален великомученика, глас 4-й. «Слава» – ин седален великомученика, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос великомученика, глас 5-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни поется «Достойно есть». Светилен великомученика. «Слава» – ексапостиларий Октоиха, «И ныне» – Богородичен Октоиха.
«Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры великомученика, глас 8-й и глас 5-й – 4. «Слава» – великомученика, глас 4-й: «Днесь просия...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Богородице, всех Царице...» (прил. 2-е, «В понедельник утра»)5.
«Тебе слава подобает...» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 6-й (мученичны из числа стихир на хвалитех – 1-й: «Господи, в память святых...», 2-й: «Господи, аще не быхом...», 3-й: «Память мученик...»; припевы обычные со стиховны – см. Часослов); стих: «Праведник, яко финикс процветет...», и стихира великомученика, глас 1-й: «Подвигом добрым...» (см. в Минее в стихирах на литии). «Слава» – великомученика, глас 5-й: «Приидите, мучениколюбцы...» (см. в Минее, славник литийных стихир), «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Оле окаянная душе...».
По Трисвятом – тропарь великомученика, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Пророцы проповедаша...».
На часах – тропарь и кондак великомученика.
На Литургии блаженны великомученика, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и блаженны Октоиха – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы - тропарь храма, тропарь дня: «Апостоли, мученицы...», тропарь великомученика; кондак храма, кондак великомученика. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Яко начатки естества...».
В храме святого - тропарь дня: «Апостоли, мученицы...», тропарь великомученика; кондак великомученика. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Яко начатки естества...».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – великомученика и дня.
Апостол и Евангелие – великомученика и дня.
Сноски: 1 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей.
2 В Минее на «Славу» – «Милостиваго Христа, Пантелеимоне...» (см.: Минея-Июль. Ч. 3. С. 169).
3 В Афонской традиции «Честнейшую» не поется, 9-я песнь канона поется с припевами праздника.
4 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12).
5 См. примечание (вариант А).