Воскресенье, 9 Августа 2009 года (27 Июля 2009 по ст.ст.)
Неделя 9-я по Пятидесятнице, Глас осьмый
Собор Смоленских святых (переходящее празднование в воскресенье перед 28 июля).
[.:] Вмч. и целителя Пантелеимона (305).
Прп. Германа Аляскинского (1837).
Блж. Николая Кочанова, Христа ради юродивого, Новгородского (1392).
Прп. Анфисы игумении и 90 сестер ее (VIII).
Свт. Иоасафа, митр. Московского.
Равноапостольных: Климента, еп. Охридского (916), Наума, Саввы, Горазда и Ангеляра, учеников свв. Кирилла и Мефодия (Болг.).
Новомч. Христодула (1777) (Греч.).
Слепого, исповедовавшего Христа и умученного с св. Пантелеимоном (Греч.).
853 мчч. фракийских (Греч.).
Новосщмч. еп. Амвросия (Гудко), настоятеля Свияжского Успенского м-ря, пресв. Димитрия (Васильевского) и пресв. Кирилла (Бойко).
Богослужебные указания: [скрыть] Неделя 9-я по Пятидесятнице. Глас 8-й. Вмч. и целителя Пантелеимона. Прп. Германа Аляскинского. Блж. Николая Кочанова, Христа ради юродивого, Новгородского. Свв. равноапп. Мефодия, Кирилла, Климента, Наума, Саввы, Горазда и Ангелария. Свт. Горазда, архиеп. Моравского. Собор Смоленских святых (переходящее празднование в воскресенье перед 28 июля). Воскресная служба Октоиха совершается в соединении со службой вмч. Пантелеимона. По Уставу, служба вмч. Пантелеимона шестеричная (Б). По благословению настоятеля, возможно совершение бденной службы в честь святого (А).
А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 8-й – 4, и великомученика, глас 4-й и глас 2-й – 6. «Слава» – великомученика, глас 6-й: «Возсия днесь…», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небесный…».
Вход. Прокимен дня. Паримии великомученика – 3.
На литии стихира храма и стихиры великомученика, глас 1-й, глас 2-й и глас 5-й. «Слава» – великомученика, глас 5-й: «Приидите, мучениколюбцы…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Храм и дверь еси…»[35].
На стиховне стихиры воскресные, глас 8-й. «Слава» – великомученика, глас тот же: «Матернее возлюбив благочестие…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Безневестная Дево…».
По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь великомученика, глас 3-й (единожды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь великомученика, глас 3-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Тя, ходатайствовавшую...».
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные[36].
Полиелей. Величание великомученика и избранный псалом. «Ангельский собор…». Ипакои гласа. Седален великомученика по 1-м стихословии, глас 1-й: «Матернее благочестие…»; седален великомученика по 2-м стихословии, глас 4-й: «Яко воина Христова…»; ин седален великомученика по 2-м стихословии, глас тот же: «Пострадал еси...»[37]. «Слава» – седален великомученика по полиелее, глас тот же: «Торжествуют днесь…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Матерь Божию…». Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 9-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы на 2 и великомученика на 8.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Отверзу уста моя…».
По 3-й песни – кондак и икос великомученика, глас 5-й; седален великомученика, глас 4-й. «Слава» – ин седален великомученика, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 8-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 9-й. «Слава» – светилен великомученика, «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 8-й – 4, и великомученика, глас 8-й, [глас 5-й] глас 4-й – 4 (со славником[38] и припевами своими; припевы см. на стиховне вечера). «Слава» – евангельская стихира 9-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».
На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь великомученика. Кондаки великомученика и воскресный читаются попеременно.
На Литургии блаженны гласа – 6, и великомученика, песнь 3-я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и святого – тропарь воскресный, тропарь великомученика. «Слава» – кондак великомученика, «И ныне» – кондак воскресный.
В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь великомученика; кондак воскресный. «Слава» – кондак великомученика, «И ныне» – кондак храма.
Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и великомученика.
Апостол и Евангелие – дня и великомученика.
Б. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 8-й – 6, и великомученика, глас 4-й и глас 2-й – 4. «Слава» – великомученика, глас 6-й: «Возсия днесь…», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небесный…».
Вход. Прокимен дня.
На литии стихира храма. «Слава» – великомученика, глас 5-й: «Приидите, мучениколюбцы…» (см. в Минее, в стихирах на литии)[39], «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Храм и дверь еси...».
На стиховне стихиры воскресные, глас 8-й. «Слава» – великомученика, глас тот же: «Матернее возлюбив благочестие…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Безневестная Дево...».
По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь великомученика, глас 3-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Тя, ходатайствовавшую...».
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные[40].
Непорочны. «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 9-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Крестовоскресный на 2, Богородицы на 2 и великомученика на 6.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Отверзу уста моя…».
По 3-й песни – кондак и икос великомученика, глас 5-й; седален великомученика, глас 4-й. «Слава» – ин седален великомученика, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 8-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 9-й. «Слава» – светилен великомученика, «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 8-й – 4, и великомученика, глас 8-й, [глас 5-й] глас 4-й – 4 (со славником[41] и припевами своими; припевы см. в Минее в составе вечерних стихир на стиховне). «Слава» – евангельская стихира 9-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».
На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь великомученика. Кондак только воскресный.
На Литургии блаженны гласа – 6 и великомученика, песнь 3-я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь великомученика. «Слава» – кондак великомученика, «И ныне» – кондак воскресный.
В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь великомученика; кондак воскресный. «Слава» – кондак великомученика, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь великомученика; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак великомученика, «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и великомученика.
Апостол и Евангелие – дня и великомученика.
[35] Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 61–62.
[36] По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 8-го гласа: «Иже нас ради…».
[37] Ин седален великомученика по 2-м стихословии, глас 4-й: «Пострадал еси...», может быть опущен.
[38] Ср.: Типикон, гл. 3-я. Впрочем, при выборе четырех хвалитных стихир Минеи допустимо опустить славник (глас 4-й), а не последнюю стихиру, глас 5-й: «Всесветлая мученика память...» (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 73).
[39] При совершении шестеричной службы вмч. Пантелеимона эта стихира предназначается для пения на стиховне утрени (ср.: Типикон, 27 июля; Минея-Июль. Киев, 1893. Л. 245–245 об.).
[40] По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 8-го гласа: «Иже нас ради…».
[41] Ср.: Типикон, гл. 5-я. Впрочем, при выборе четырех хвалитных стихир Минеи допустимо опустить славник (глас 4-й), а не последнюю стихиру, глас 5-й: «Всесветлая мученика память...» (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 73).