Обиходные лады
Обиходные лады - натуральные лады, основанные на обиходном звукоряде. Вследствие его квартовой структуры (однофункциональность ступеней на расстоянии кварты) и миксодиатоничности (обиходное переченье)обиходные лады неоктавны, и к ним неприложимы названия октавных диатонических ладов (ионийский, дорийский и пр.). Лад с трихордом (вверх от конечного тона-устоя) 1 тон + 1 тон называется большим (сходен с ионийским). 1 тон + 1/2 тона - малым (сходен с эолийским). 1/2 тона + 1 тон - укоснённым (сходен с фригийским) - термины С. В. Смоленского. Подобно церковным ладам, модальные обиходные лады подразделяются на автентические (устой внизу звукоряда или ступенью выше нижнего тона звукоряда) и плагальные (две и более ступеней ниже устоя). Схемы и наименования обиходных ладов. Большой, малый и укоснённый обиходные лады могут иметь неполный звукоряд без обиходного переченья. Пример:
Обиходные лады распространены в русской церковной и народной музыке, встречаются в сочинениях М. П. Мусоргского, Н. А. Рмского-Корсакова, И. Ф. Стравинского, а также Ю. М. Буцко и др.
Большой энциклопедический словарь. Музыка. Москва, 1998. * * *
|
Версия для печати
Православный Календарь Новостная лента Форум
Спонсоры:
Свои отзывы, замечания и пожелания можете направить авторам сайта.
© 1999-2007, Evening Canto.
|
PHP 4.3.7. Published: «Evening Canto Labs.», 1999-2001, 2002-2007.
|