Строчное пение
Строчное пение - род многоголосного пения в древне-русской церковной музыке. Возникло в 16 в.; широко распространилось во 2-й половине 17 в. одновременно с партесным пением, около середины 18 в. окончательно вытеснено им. Теоретической разработки строчное пение не получило, руководства по композиции неизвестны. Сохранились образцы строчного пения 17 - начала 18 вв., записанные знаменной (см. Крюки), путевой, демественной нотациями (безлинейные), а также в нотолинейной системе - "киевским знаменем". Они представляют собой комбинацию различных певческих строк, которые именовались "низ", "путь", "верх", "демество". Записывались как по отдельности, так и в виде партитур, в которых партии-строки располагались над текстом. Наиб. популярным было троестрочное пение ("троестрочие") с составом голосов "низ", "путь", "верх". Исполнители Строчного пения назывались "нижниками", "путниками", "вершниками", "демественниками".
Для наглядности соседние голоса строчных партитур независимо от типа нотации фиксировались контрастными чернилами - красными (киноварью) и чёрными (См. Пометы), причём "путь" (как главный голос) нотировался только красным. В отдельности партии-строки обладают всеми признаками напевов традиционной знаменной монодии (см. Знаменный распев). В совокупности голоса постоянно перекрещиваются и образуют диссонантные пласты созвучий, основанные на кварто-квинтовых ладовых конструкциях. Отсутствие вертикальной координации партий-строк (в том числе асинхронное произнесение текста) особенно типично для демественных партитур. Гетерофонно-полифоническая фактура строчного пения близка линеарно-вариантным формам народного многоголосия.
* * *
|
Версия для печати
Православный Календарь Новостная лента Форум
Спонсоры:
Свои отзывы, замечания и пожелания можете направить авторам сайта.
© 1999-2007, Evening Canto.
|
PHP 4.3.7. Published: «Evening Canto Labs.», 1999-2001, 2002-2007.
|