Азбуки музыкальные
Музыкальные азбуки - древнерусские теоретические пособия (в том числе по изучению нотации). Название возникло в 18 веке Ранние (с 15 века) музыкальные азбуки, включающие перечень крюковых знаков (см. Крюки), входили составной частью в певческие рукописи. В 17 веке появились музыкальные азбуки нового типа, содержащие "толкование" певческого значения, изложение способов исполнения знамён. Тогда же возникли сборники попевок (кокиз) - кокизники и фит - фитники. До середины 17 века музыкальные азбуки излагали систему беспометной знаменной нотации. Большинство из них было анонимно. В 17 веке появились авторские труды. Наиболее значительные: "Ключ знаменный" Христофора (1604), "Извещение о согласнейших пометах" Александра Мезенца (1668, излагается система киноварных помет и признаков). В конце 17 века, когда входит в употребление пятилинейная нотация, возникает особый тип музыкальной азбуки - двоезнаменник, в котором музыкальные образцы изложены параллельно крюковой и пятилинейной нотацией ("Ключ" Тихона Макарьевского является основным пособием этого рода). Музыкальные азбуки создавались по всем видам древнерусских нотаций (столповой, путевой, демественной). С введением в певческую практику пятилинейной нотации появились различные списки, своего рода музыкальных азбук, объясняющие данную систему фиксации музыкального текста.
Большой энциклопедический словарь. Музыка. Москва, 1998. * * *
|
Версия для печати
Православный Календарь Новостная лента Форум
Спонсоры:
Свои отзывы, замечания и пожелания можете направить авторам сайта.
© 1999-2007, Evening Canto.
|
PHP 4.3.7. Published: «Evening Canto Labs.», 1999-2001, 2002-2007.
|