Григорианское пение
Григорианское пение (лат. cantus gregorianus; англ. gregorian chant, франц. сhant gregorien, нем. gregorianischer Gesang, итал. canto gregoriano), григорианский хорал, - традиционное литургическое пение римско-католической церкви. Термин "григорианское пение" происходят от имени Григория I Великого (папа Римский в 590-604гг.), которому средневековая традиция приписывала авторство большинства песнопений римской литургии. Реально роль Григория заключалась, по-видимому, лишь в составлении литургических книг, в частности Антифонария. В основных чертах григорианское пение сложилось на территории современной Франции, Южной Германия, Швейцарии и Северной Италии в 8-9 вв. (в результате отбора, переработки и унификации различных. богослужебных напевов). В григорианском пении синтезированы древнейшие интонационные формулы восточно-средиземноморских музыкальных культур, элементы византийского, галликанского, амвросианского пения, фольклор германских и кельтских племен. К 12-13 вв. оно утвердилось от Британских островов до западно-славянских стран (Польша, Чехия). Существует несколько диалектов мелодики григорианского пения. Языковая основа григорианского пения - латынь; отдельные песнопения пелись на греческом языке, а в Хорватии и Чехии допускался также старославянский язык. Тексты брались в основном из Библии. Григорианское пение монодийно, хотя в дальнейшем григорианский хорал явился основой ранних форм европейского. многоголосия {органума, дисканта). Песнопения подразделяются на силлабические (1-2 тона на слог текста), невматические (от 2 до 4-5 тонов на слог) и мелизматические (неограниченное количество тонов на слог). К первому типу относятся речитативные возгласы, псалмы и большинство антифонов оффиция, ко второму - преимущественно интроиты, коммунио в большей частью песнопений ординария мессы, к третьему - респонсории, трактусы, аллилуйи, Kyrie eleison и др. В исполнении постоянно сочетаются пение солиста или группы солистов (лат. schola) и хоровое пение. Ладово-интонационной основой являются восемь модусов, называемых также церковными ладами. Самые ранние рукописи григорианского пения (конец 8 в.) содержат только тексты. В 9 веке появились первые записи музыки. В некоторых рукописях 10-11 вв. зафиксированы интервалы менее полутона. Ритмика древнейшего григорианского пения основана на нерегулярном чередовании длинных и кратких длительностей; особая роль принадлежит тончайшим ритмическим нюансам (небольшое удлинение или уменьшение длительностей, легкие акценты внутри групп из кратких звуков и т.д.). Григорианское пение записывалось при помощи безлинейной невменной нотации (см. Невмы), на основе которой в 12 веке возникла линейная квадратная нотация. Появление нового способа записи отразило ряд изменений, происшедших в григорианском пении - диатонизацию мелоса, сведение ритмики к последованию равных длительностей (лат. cantus planus- ровное пение). В этом виде григорианское пение сохранялось в эпоху Возрождения, барокко и в 18-19 вв" служило тематической и конструктивной основой многоголосной музыки. В песнопениях появились мелодические обороты, существенно отличающиеся от первоначальных форм. Реконструкция аутентичных мелодий григорианского пения началась во 2-й половине 19 в. усилиями французских ученых-бенедиктинцев в привела к появлению т.н. Ватиканских изданий Градуала, Антифонария и других певческих книг. К григорианскому пению примыкают также памятники средневековой латинской гимнографии - тропы, секвенции, строфические гимны оффиция, versus и др.
Большой энциклопедический словарь. Музыка. Москва, 1998. В.Г. Карцовник. * * *
|
Версия для печати
Православный Календарь Новостная лента Форум
Спонсоры:
Свои отзывы, замечания и пожелания можете направить авторам сайта.
© 1999-2007, Evening Canto.
|
PHP 4.3.7. Published: «Evening Canto Labs.», 1999-2001, 2002-2007.
|