Эндру Уилсон-Диксон
Коптская и Эфиопская церкви Церкви Востока можно разделить на три группы. В первую входят православные церкви четырех древних патриархий (Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима), о которых мы уже говорили, вместе с независимыми, но до сих пор связанными друг с другом церквами: Кипрской, Греческой, Русской, Болгарской, Югославской и Румынской. Вторая группа - это униатские церкви, связанные с Римской церковью, однако придерживающиеся восточного обряда. Они обязаны своим возникновением миссионерской деятельности католиков Рима в XVII и XVIII вв. и существуют в небольшом количестве в Восточной Европе и на Среднем Востоке; в их число входят христиане Мелкиты и Марониты. К третьей группе относятся церкви, которые православная церковь назвала бы еретическими. Они откололись от православия, по большей части в период больших доктринальных противоречий, происходивших примерно в V в. Это Несторианская церковь (церковь Восточной Сирии) и христиане-монофизиты, состоящие из Якобитской церкви Антиохии, Армянской, Коптской и Эфиопской церквей. Музыка последних двух содержит замечательные примеры богатства христианской музыкальной традиции этого региона. Коптская церковь Слова "Египет" и "Копт" обозначают одно и то же и направляют нас к одному и тому же географическому региону вокруг реки Нил. Более старая форма, коптский, используется для обозначения языка, на котором говорили до того, как около шестисот лет назад здесь стал общепринятым арабский. И все же по-коптски продолжали говорить в отдаленных деревнях Южного Египта вплоть до XIX в. Этот язык восходит своими корнями, через боэрский диалект, ко временам Древнего Египта. В наши дни в Египте число коптских христиан достигает приблизительно семи миллионов, и живут они в относительной гармонии с окружающими их по меньшей мере сорока миллионами мусульман. И хотя некоторые мусульмане становятся более воинственными и хотят исламской революции, что вызвано растущей бедностью и трудностями в их стране, сотрудничество между мусульманской и христианской общинами в Египте, по-видимому, будет продолжаться и дальше. Коптские христиане прекрасно осознают свою древность. Они поклоняются апостолу Марку, основавшему в Александрии христианскую церковь, прежде чем умереть в 68 г. н. э. Особенно ценят они рассказ о бегстве Иосифа и Марии с юным Иисусом в Египет. Множество древних коптских церквей было построено в память о пребывании в этих местах Святого семейства. Начиная с IV в. Египет становится одним из величайших центров христианской монастырской жизни. Антоний (ок. 251-356) считается первым христианином, оставившим мир ради жизни в пустыне. За ним последовало множество других. К XV в. в Египте было около трехсот мужских и женских монастырей. В наше время их семь и в них живет около трехсот монахов. Когда во время раскола 451 г. Коптская церковь отделилась от православной, в ней чрезвычайно обострилось чувство духовного и национального самосознания, которое с той поры не ослабевало. В результате традиции богослужения менялись тут гораздо меньше, чем в большинстве церквей Европы. Зайдя в современную Коптскую церковь, мы соприкоснемся с древнейшими обычаями. Перед - вами слабая попытка описать их словами: "Возможно, нигде в мире вы не попадете в столь древнюю обстановку, как в Коптской церкви. Вы входите внутрь странного темного здания; сначала европеец вообще с трудом может понять, что это именно церковь, она выглядит совсем не так, как мы привыкли... В Коптской церкви вы попадаете в низкие темные пространства, в лабиринт хаотичных переходов. Из узких окон падает очень мало света. Вы едва различаете странные яркие цвета и потускневшее золото, покрытое грязью... Лампы мерцают в полумраке, и вы видите перед собой изысканную резьбу, инкрустации и тончайшие узоры haikal (алтаря). Вы видите вокруг покрытые пылью и беспорядочно нагроможденные прекрасные образцы резьбы по дереву. За алтарем возвышается изгиб апсиды; на толстых колоннах и по стенам... надписи из инкрустированных букв - коптских и арабских"[1]. Как и в православных церквах, в Коптском богослужении центральное место принадлежит Божественной литургии - даже крещение завершается причастием. Обычно используется Литургия св. Василия Великого, а Литургии св. Григория Назианзина и св. Марка используются в особых случаях. Участие в службе всех присутствующих делает ее особенно трогательной. Это участие носит очень конкретный характер. Историческая преемственность музыки Коптской церкви находится под угрозой. В отличие от византийской, ее музыка всегда следовала устной традиции. В 1920-е гг. британский музыкант Эрнест Ньюландсмит взвалил на себя огромную задачу: записать наследие коптской музыки с помощью западной нотной системы. Созданное им собрание, снабженное и дополненное архивом распевов в звукозаписи, призвано помочь сохранить коптские распевы, оказавшиеся перед угрозой исчезновения в огне социальных потрясений современного мира. Древность коптского распева подтверждается практикой хейроно-мии, то есть жестов, совершаемых церковными канторами во время пения. Немецкий исследователь Ханс Хикман (1908-1968) обнаружил определенные примечательные совпадения между жестами коптских канторов и иероглифами, найденными на некоторых гробницах Древнего Египта. Он доказал, что эти знаки совершенно идентичны, и это дало ему возможность составить предположительную систему нотной записи на гробницах Египта 4000-летней давности - поразительная длительность преемственности! Хейрономические знаки сегодня применяются для обучения коптскому распеву - они эффективно заменяют современную запись. Параллельное явление существовало и во времена Средневековья, когда мальчиков-певчих учили с помощью нотации Гвидо. Как и в православной церкви, музыка здесь неотделима от литургии, которая пропевается вся целиком; музыка - это скорее не средство богослужения, а само богослужение. В самом деле, будущий священник или диакон не может быть рукоположен, если не овладел всей традицией коптской богослужебной музыки. В отличие от православия, однако, молящиеся здесь эмоционально и вокально участвуют в повторах и литаниях. Темп литургии может быть очень медленным (это зависит от священника), а интонации обладают гипнотическим воздействием, звуча в очень узком диапазоне с использованием интервалов в полутон и меньше. Ответы исполняются молящимися и с вокальной точки зрения очень сильны. Хор, или schola, руководит пением молящихся в больших собраниях. Хоры составлены из студентов, изучающих богословие, потому что знание музыки неотделимо от изучения богослужения. Некоторым распевам подыгрывают на тарелке или треугольнике, такая практика сложилась в Средние века и чем-то родственна вокальной педали греческих монахов. Распевы всегда исполняются в унисон, и ударные инструменты поддерживают темп в достаточно быстром и синкопированном ритме. "Sanctus" ("Свят") - высшая эмоциональная точка Божественной литургии - очень украшена такого рода сопровождением. Эта древняя богослужебная музыка очень отличается от популярной музыки современного Египта, которая часто исполняется на западных инструментах, таких, как электрогитара и синтезатор. В чем-то она может стать испытанием на выносливость для молодых людей, однако они все равно ходят в церковь. В воскресной школе, однако, звучит менее напряженная музыка, близкая к народной. Здесь дети и молодые люди поют разнообразные христианские песни, некоторые из них основаны на обработке литургических распевов. Используются такие инструменты, которые никогда бы не попали в церковь: скрипка, флейта, фортепиано и ударные. Как и в народной музыке Среднего Востока, мелодические инструменты украшают голосовую мелодию и играют параллельно ей, не создавая дополнительных линий или гармонии. В связи с тем что большинство христиан ходят в церковь трижды в неделю, они прекрасно знают литургию и ее музыку и очень ценят ее. Эта музыкальная традиция, будучи одновременно одной из самых древних и одной из самых живых в христианской музыке, примечательна своим разнообразием и богатством. Эфиопская церковь "Музыкальные инструменты, которые используются в их службе, это маленькие барабаны, которые они вешают себе на шею и бьют по ним обеими руками; это делают даже их предводители с помощью самых тяжелых священных палок. Есть и у них подобные палки, они ими стучат по земле, аккомпанируя удару движением всего тела. Они начинают свой консорт (то есть исполнение музыки) топотом ног по земле, мягко играя на своих инструментах. Однако разогревшись до определенной степени, они перестают барабанить и начинают скакать, танцевать и бить в ладоши, одновременно поднимая свои голоса до самых высоких нот, пока не дойдут до полного пренебрежения к мелодии или к паузам, и тогда кажется, что это скорее бунтующее, чем религиозное собрание. В такой манере богослужения они исполняют псалом Давида "Восплещите руками все народы""[2]. Так писал иезуитский священник Жером Лобо в 1627 г. Эфиопия по любым меркам не очень подходящее место для жизни. Недавно она была поражена катастрофическим голодом, вызванным постоянными засухами. За бедственными набегами саранчи 1986 г. последовала эпидемия малярии в 1988 г. До самых недавних пор правительство находилось во вражде со своим народом, боровшимся за независимость. Неудивительно, что об Эфиопии говорят как об "одной из самых малоразвитых стран мира". Но несмотря на все, это страна живой культуры и высокой духовности, имеющих долгую историю. Известно, что эфиопы приняли христианскую веру примерно в 328 г. н. э., после того как у их берегов потерпели кораблекрушение два коптских христианина Фрументий и Адезий. С тех пор они поддерживают тесные связи с Коптской церковью, приняв ее сторону во время Халкидонского раскола 451 г. В Эфиопской церкви начиная с V в. стала складываться пустынническая монашеская традиция. Многие эфиопские монахи были высокообразованными людьми и к VII в. перевели Библию с сирийского, коптского и греческого языков на язык геэз, который до сих пор используется в Эфиопской церкви. Подобно коптскому, этот богослужебный язык в наши дни совсем не похож на местный амхарский. В своей христианской истории Эфиопия имела очень мало связей с Западом, и, несмотря на то что там занимались миссионерской деятельностью иезуиты, а позже протестанты, она осталась совершенно уникальной африканской страной, ибо христианская церковь появилась там еще до того, как большая часть Европы приняла крещение. Эта церковь получает мощную поддержку от более чем 22 млн своих членов, разделенных на 20 тыс. приходов, где служит более 250 тыс. священников! Это составляет примерно половину населения страны, в то время как другая половина придерживается мусульманства или местных анимистических культов. Одна лишь статистика способна доказать, что в Эфиопии христианская вера пользуется такой поддержкой, которая немыслима ни в одной европейской стране. Если наличие такого количества священников заставляет предположить, что это звание чисто номинальное, то серьезность и тщательность их подготовки говорит совершенно о другом. Есть несколько категорий духовенства, вместе называемых kahinat (священники, диаконы и монахи) и debteras, то есть люди, которые либо решили не становиться священниками, либо ритуально нечисты (например, из-за развода). Все они имеют глубокие знания в области их христианской музыки, потому что она столь же крепко связана с богослужением, как и в других церквах Востока. Если основные обязанности священника состоят в проведении Евхаристии и исповедовании, то "debteras" несут ответственность за сохранение художественной традиции церковного богослужения. После начальной школы "debtera" проходит интенсивное обучение в области традиционной музыки (zema), танца (aquaquam), поэзии (qene) и, возможно, богословия и истории церкви. Такая задача поистине огромна, и на ее выполнение может уйти до двадцати лет. В музыке "debtera" тщательно изучает традиционные гимны и хоралы, которых существует множество сотен. "Debtera" должен знать их все, поэтому обучение очень тяжелое. В него входит и создание обучающимся собственной копии этого огромного собрания, он должен сам изготовить пергамент и цветные чернила, сшить книги и сделать кожаные чехлы для их хранения. На эту работу может уйти семь лет, в течение которых он должен ежедневно практиковаться в распевах. Потом "debtera" должен выучить священные танцы и аккомпанемент к ним. Священная поэзия - третья часть обучения - это по любым меркам чрезвычайно изощренное искусство, которое не проще (а может быть и сложнее) самых сложных дисциплин Запада. Во-первых и прежде всего, стихотворение должно точно ложиться на мелодию одного из традиционных распевов, потому что его функция - звучать во время службы как комментарий к Писанию. Стихотворение должно быть написано на древнем церковном языке геэз и подчиняться строгим правилам грамматики. Но самое важное состоит в том, что в стихотворениях используется набор духовных символов, которые очень хорошо известны молящимся. О поэте судят по тому, насколько точно и изобретательно он оперирует этими символами и их выразительной силой. Эфиопские христиане ценят свою религию и ее традиционное обрамление. Столь тщательное обучение позволяет передавать традицию от поколения к поколению с большой точностью, одновременно создавая в ее рамках возможности для творчества и развития. Если сказанного выше о "debteras" недостаточно, то можно добавить, что они могут также быть травниками, предсказателями и писать письма за тех, кто не умеет писать сам. Нотная запись Несмотря на то что в Эфиопской церкви священная музыка практически полностью передается по памяти, есть здесь еще совершенно уникальная система записи - своеобразные памятные знаки. Огромное количество традиционных текстов тут также неотделимы от своей музыки, как слова и музыка английской песенки "Happy Birthday to You". Мелодия этой песенки хорошо известна всем, и ее можно закодировать первой буквой текста: Я. Точно также работает эфиопская система музыкальных символов, или meleket знаков. Символ (одна буква) ставится перед началом текста (такого, например, как "Хвалит Господа вся земля"), таким образом указывая поющим, что данный текст исполняется на традиционную мелодическую фразу Н. Нужно выучить все мелодии, которые соответствуют знакам "meleket", но когда это уже сделано, отпадает надобность в нотном стане и невмах, четвертях и восьмых.
Кроме того, есть знаки "meleket", с большой точностью указывающие певцу, как именно надо петь данную мелодию. Вот несколько примеров: Знаки в начале каждого распева указывают, к какому из трех стилей распева ("zema") они относятся: ge 'ez (совершенно неукрашенный и простой), 'ezl (глубоко звучащий и хроматический, торжественный, пригодный для праздников, торжественных служб и панихид) или агагау (легкий, но более приукрашенный). К несчастью для "debtera", алфавит, составленный из букв "meleket", содержит более 200 знаков, и их сочетания способны обозначить не менее тысячи музыкальных фраз. Запомнить их все - удивительный подвиг, очень напоминающий практику древнегреческой и раннехристианской культур. Благоговение, с которым сохраняются все эти традиции, ярко иллюстрируют легенды, описывающие их возникновение. Эфиопские православные христиане верят, что все их священные распевы были созданы Иаредом - святым, жившим в VI в.: "В те времена не было правил для знаменитых "zema", то есть богослужебных распевов. Службы читались низким голосом. Но когда Спаситель решил создать священные распевы, Он подумал об Иареде и послал к нему трех птиц из Эдемского сада, говоривших с ним человеческим голосом, и забрали его в небесный Иерусалим, а там двадцать четыре небесных священника научили его своим распевам". Вернувшись на землю, Иаред принялся за работу, сочиняя и распевая священные песнопения: "И когда король и королева услышали звук его голоса, они были растроганы и провели весь день, слушая его, то же сделал и архиепископ, и священники, и знатные люди королевства. И он назначил распевы для каждого времени года... для воскресений и праздников ангелов, пророков, мучеников и праведников. Он сделал это в трех стилях: "ge'ez", ,,'ezl" и "araray", и выразил в них то, что близко языку человека, а также песням птиц и языку животных". Эти рассказы содержатся в книге XIV в. "Synaxarium" ("Свод жития святых"), но на самом деле распевы, видимо, появились еще до времен Иареда. Возможна их прямая связь с храмовой музыкой Иерусалима. Эта связь подтверждается некоторыми поразительными совпадениями. Например, характерная форма многих церквей - это круг, внутри которого есть три отделения, расположенные одно в другом. Наружный проход открыт для всех, и там поет "debtera". В средней части крещеные принимают причастие, однако внутренняя палата доступна только священникам; там находится tabot (алтарь), имеющий очень много общего с ковчегом завета, он сделан из дерева и задрапирован чрезвычайно красивой тканью. Даже название внутренней палаты (keddusa keddusari) имеет ясную связь с иврит-ским kodesh hakkodashim - "святая святых". Важно, что священным считается ковчег, а не здание церкви, в котором он находится. Но наиболее поразительная связь с Ветхим Заветом прослеживается в танце: "Почитание, которым окружен "tabot" в Абиссинии (Эфиопии) вплоть до нынешнего дня, то, как его несут с целой процессией, в сопровождении пения, танцев, ударяя молитвенными палочками, с рокотом sistra и звуками других музыкальных инструментов, очень напоминает сцену из 2 Цар. 6:5,15 и 16, когда Давид и народ танцевали вокруг ковчега. Все это зрелище, его содержание и его атмосфера заставляло всех, кто видел это, почувствовать себя перенесшимися во времена Ветхого Завета"[4].
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] A. Fortescue, Lesser Eastern Churches, London, 1913, p. 288.
[2] Father J. Lobo, A Voyage to Abyssinia, translated by Samuel Johnson, London, 1735.
[3] M. Powne, Ethiopian Music, Oxford, 1968, p. 91.
[4] Quoted in Powne, pp. 98, 99.
Эндру Уилсон-Диксон. История христианской музыки. СПб, 2001. * * *
|
Версия для печати
Православный Календарь Новостная лента Форум
Спонсоры:
Свои отзывы, замечания и пожелания можете направить авторам сайта.
© 1999-2007, Evening Canto.
|
PHP 4.3.7. Published: «Evening Canto Labs.», 1999-2001, 2002-2007.
|