Церковные лады

Церковные лады, церковные тоны, григорианские лады, средневековые лады (лат. modi, toni; нем. Kirhentone; англ. church modes), - система монодических ладов средневековой церковной музыки (григорианского хорала). Названия и номера церковных ладов:

I тон     - дорийский лад          (первый автентический)
II тон    - гиподорийский лад      (первый плагальный)
III тон   - фригийский лад         (второй автентический)
IV тон    - гипофригийский лад     (второй плагальный)
V тон     - лидийский.лад          (третий автентический)
VI тон    - гиполидийский лад      (третий плагальный)
VII тон   - миксолидиискии лад     (четвёртый автентический)
VIII тон  - гипомиксолидийский лад (четвёртый плагальный)

Основные категории церковных ладов - финалис (конечный тон), амбитус (объём напева), реперкусса (тон повторения, псалмодирования).

Каждому церковному ладу свойственны определенные мелодические формулы, характерные для псалмодии (псалмовые тоны), - начальная (иниций), срединный каданс (медиация, или медианта), заключительные (финалисы или терминации).

По-видимому, в средневековой. музыке помимо церковных ладов всегда существовали и другие лады, однако они не учитывались музыкальной теорией, обобщавшей только материал церковный музыки. Лишь в трактате "Додекахорд" Глареана (1547) система церковных ладов пополнилась ладами, давно употреблявшимися на практике:

Впоследствии применялась и другая систематика церковных ладов (например, у Дж. Царлино, 1573, и М. Мерсенна 1-й тон с-с1). Следуя древней традиции, каждому церковному ладу приписывали свой выразительный характер (этос): так, дорийский часто характеризовали как лад серьёзный, торжественный. Интонированию в церковных ладах в целом присущи возвышенность, спокойствие, созерцательность; избегаются динамизм развития, напряжённость, интенсивность тонального тяготения.

Исторически церковные лады восходят к древнегреческим ладам. Порядок 8 церковных ладов точно совпадает с порядком следования древнегреческих с теми же наименованиями, но только взятыми в обратном направлении (в церковных ладах - снизу вверх в пределах 2-октавного диапазона совершенной системы а-А). Перемена наименований приходится на время анонимного трактата "Alia musica", приписывавшегося Хукбальду (9 в.; см. GS I, 125-47).

С развитием многоголосия на основе церковных ладов возникла модальная гармония средневековья и Возрождения. Многоголосный склад, хроматизм (musica ficta, musica falsa - ложная музыка, фальшивая музыка) и постоянное оперирование многоголосными комплексами (прежде всего консонирующими трезвучиями и секстаккордами) привели к созданию нового типа ладовой системы (модально-гармонические лады), где качества церковных ладов сохранялись лишь в главной мелодии (cantus prius factus), лад же в целом управлялся иными закономерностями. Интонационное влияние церковных ладов прослеживается в отдельных жанрах вплоть до 18 в. (хоральные обработки И.С. Баха и его современников). С 19 в. началось возрождение интонационных элементов церковных ладов под влиянием эстетики романтизма и в связи с разработкой ладов народной музыки (Ф. Шопен, Ф. Лист, русские композиторы); оно было продолжено композиторами 20 в. (финал симфонии "Художник Матис" Хиндемита, соч. О. Мессиана, А. Г. Шнитке и др.).

Примеры церковных ладов


Большой энциклопедический словарь. Музыка. Москва, 1998.
Ю. Н. Холопов.

  • Вернуться назад.

    * * *

  •  
    Поиск

    Воспользуйтесь полем формы для поиска по сайту.
    Версия для печати

    Навигация по сайту:


    Воспользуйтесь картой сайта
    Портал
    Православный Календарь
    Новостная лента
    Форум

    Яндекс.Метрика

    Спонсоры:

    Свои отзывы, замечания и пожелания можете направить авторам сайта.

    © 1999-2007, Evening Canto.

    Сайт на CD-ROM


         
    PHP 4.3.7. Published: «Evening Canto Labs.», 1999-2001, 2002-2007.