Невмы

Невмы (ср.-век. лат., ед. ч. neuma, от греч. - дыхание) - 1) знаки нотации (первоначально. безлииейной), применявшиеся в Европе в средние века и позднее для записи церковной музыки. Невмы произошли, предположительно, от обозначений греческих речевых акцентов, знаков пунктуации или хейрономии. Невмы служили певцам напоминанием уже известных напевов, фиксировали общие контуры движения мелодии. Сходные с невменной системы нотации существовали в древних культурах Египта, Индии, Палестины, Сирии, Персии, Армении (см. хазы) и др. Первые памятники западноевропейской невменной нотации датируются 9 веком. Её основные разновидности-санкт-галленская, аквитанская, лотарингская (мецская), беневентанская, мозарабская, англосаксонская. Невмы могут быть классифицированы по количеству знаков в одном начертании и способу исполнения: простые, составные (из двух или нескольких простых), ликвесцентные (для облегчения исполнения артикуляционно-трудных слов), орнаментальные:

В 10 веке появились буквенные знаки - аббревиатуры определенных слов, уточняющие мелодические, ритмические и темповые особенности пения. Наиболее употребительны: а (от altus - выше), с (от cito или celeriter - быстро), е (от equaliter - так же). С введением нотных линий невменная нотация уступила место квадратной нотации и готической нотации.

Различают три типа византийской невменной нотации: ранневизантийская, или палеовизантийская (10-12 вв.); средневизантийская (12-15вв.); поздневизантийская, или "кукузелевская" (15 - нач. 19 вв.). Последние два типа фиксировали интервалы между звуками мелодии (без дифференциации на большие и малые); поэтому некоторые исследователи не считают эти системы записи собственно невменными. На принцип невменной записи опирались в Древней Руси крюковое (знаменное) письмо (см. Крюки) и кондакарная нотация.

В средневековой теории музыки невмой назывались: один звук (simplex phtongus, id est sonus); нераспетая (силлабическая) мелодия (cantus syllaba); целое песнопение (totus cantus); бытовавшие в 9-16 вв. мелодические формулы, которые распевались на последнюю гласную текста антифона или респонсория, причём каждый церковный лад располагал своей группой версий невм.


Большой энциклопедический словарь. Музыка. Москва, 1998.
И.Г. Лебедева.

  • Вернуться назад.

    * * *

  •  
    Поиск

    Воспользуйтесь полем формы для поиска по сайту.
    Версия для печати

    Навигация по сайту:


    Воспользуйтесь картой сайта
    Портал
    Православный Календарь
    Новостная лента
    Форум

    Яндекс.Метрика

    Спонсоры:

    Свои отзывы, замечания и пожелания можете направить авторам сайта.

    © 1999-2007, Evening Canto.

    Сайт на CD-ROM


         
    PHP 4.3.7. Published: «Evening Canto Labs.», 1999-2001, 2002-2007.