В древнерусском певческом искусстве мелодико-ритмический оборот, устойчиво повторяющийся в различных песнопениях и фиксируемый неизменным, только ему присущим начертанием. Попевка - определяющий конструктивный элемент гласа. Попевки складывались во время становления русского осмогласия (11-12 вв.), позднее были теоретически осмыслены в азбуках (см. Азбука музыкальная). Во 2-й половине 16-17 вв. в связи с разложением системы осмогласия попевка стала утрачивать конструктивное значение. Начертание попевки обычно включает 3-7 знамён (см. Крюки). Существуют семейства попевок, образующиеся на основе вариантного родства оборотов. Классификация попевок, впервые выполненная В. М. Металловым, базируется на 2 главных принципах: выделение попевок, свойственных лишь одному или нескольким гласам; разделение попевок в зависимости от их композиционной функции в песнопениях на начальные, срединные, конечные, начально-срединные и срединно-конечные. Попевки типологически родственны устойчивым мелодическим формулам византийского осмогласия.
Обозначение типичного мелодического оборота в народной музыке.
В широком смысле - любой мелодический оборот, интонация.
Большой энциклопедический словарь. Музыка. Москва, 1998.