Краткое теоретическое пособие для пения по квадратной (киевской) нотации
Звукоряд знаменного (столпового) распева состоит из 12 звуков от соль малой октавы до ре второй октавы. Он делится на четыре согласия: простое, мрачное, светлое и тресветлое. Каждое согласие - это три близлежащих звука, между которыми расстояние 1 тон. Между согласиями расстояние в 1/2 тона. Название звуков в двух средних согласиях (мрачном и светлом) почти идентичны современным, а именно.: ут (до), ре, ми и фа, соль, ля. Названия звуков в крайних согласиях повторяют средние, а для различия их могут обозначать, например, как ут низкое или ут высокое, ре низкое или ре высокое и т.д. Таким образом, звукоряд имеет следующую структуру:
В современной нотации есть несколько ключей (скрипичный, басовый, альтовый и т.д.), самый общеупотребительный из которых - скрипичный. В квадратной нотации употребляется только один ключ ут (до), который всегда помещается на третьей линейке. Такой ключ называется цефаутным.
Таким образом, в квадратной нотации звукоряд имеет следующий вид:
Различие между квадратными и круглыми нотами настолько несущественно, что, зная начертание одних, весьма не трудно разобраться в начертании других:
Ноты с точками, которые по протяженности длиннее обычных в 1.5 раза, изображаются также, как и в итальянской нотации. Ноты, сгруппированные под одним штилем, называются в квадратной нотации вязанные и изображаются сходно с круглой. Знак, обозначающий конец песнопения и проставляемый в конце партитуры, внешне напоминает восьмерку.
В квадратной нотации не используются лиги (как и многие другие обозначения, принятые в современной круглой нотации). Для объединения нот, относящихся к одной гласной букве, их просто группируют между собой, и отделяют от последующих нот некоторым (более широким) интервалом.
* * *
|
Версия для печати
Православный Календарь Новостная лента Форум
Спонсоры:
Свои отзывы, замечания и пожелания можете направить авторам сайта.
© 1999-2007, Evening Canto.
|
PHP 4.3.7. Published: «Evening Canto Labs.», 1999-2001, 2002-2007.
|