ѕротоиерей Ѕорис Ќиколаев

«наменный распев.
ќтношение безлинейной нотации к знаменной мелодии.
’арактеристика каждого знамени в отдельности.

«нам€ крюк заимствовано из византийской церковной семиографии; оттуда же к нам пришло его наименование и семиографическое значение. ѕрофессор Ќ.ƒ.”спенский утверждает, что созвучное греческое (удар€ю по струнам, издаю звук) дало византийской семиографии невму "кремасту" (вис€щий) [2.36, 97]. ѕервоначально это знам€ изображалось в виде обычного железного крюка. ѕозднее крюк, как и другие знамена, прин€л современную форму.

 рюк €вл€етс€ основой знаменной семиографии. "≈го основные элементы вход€т во все, почти, другие знамена. ќн наиболее типичен и часто употребл€етс€... ¬се другие знамена - его видоизменени€ или комбинации его фигур" - замечает ¬.ћ.ћеталлов [2.17, 1]. ƒлительность звука, изображаемого крюком, соответствует половинной ноте. ƒ.¬.–азумовский приписывает крюку большую продолжительность, твердость и полноту звука, по сравнению со стопицей (их длительность одинакова) [2.32, 64].

 рюк относитс€ к наиболее сильным по звучанию знаменам. ќбычно крюки пишутс€ "на силах". ¬ объ€снение этого не совсем €сного выражени€ јлександра ћезенца —моленский добавл€ет: "преимущественно над слогами с ударением" [2.34, 78]. Ќо слово "преимущественно" вносит новую не€сность. ћеталлов пишет €снее:

" рюк пишетс€ на силах и на главных нотах напева" [2.17, 8].

ќбратившись к первоисточникам знаменного пени€ - крюковым книгам, мы видим, что крюки пишутс€ не только там, где в тексте стоит слоговое ударение, но и на ударени€х смыслового характера, то есть там, где надо особо подчеркнуть важную мысль: эти-то ноты и €вл€ютс€ "главными", о которых говорит ћеталлов.  роме того, крюк может сто€ть и там, где он €вл€етс€ неотъемлемой принадлежностью "лица" (условно-сокращенное письмо) или кокизы: в обоих случа€х он может сто€ть и на неударном слоге. “ак, во втором антифоне второго гласа, в слове "поюще" над слогом "по-", поставлен крюк (принадлежность кокизы "шибок").

Ќеобходимо также отметить, что в старопечатном тексте наблюдаетс€ склонность к ударени€м на предлогах и частицах (см. 1-ю стихиру на √осподи воззвах в день ¬хода во храм ѕресв€той Ѕогородицы, на словах невместимое слово): в подобных случа€х также пишетс€ крюк, хот€ слог и не €вл€етс€ ударным.

 рюк употребл€етс€ также и дл€ развода (расшифровки) фитных лиц: здесь он беретс€ как знам€, более подход€щее в данном случае (см. догматик  ако не дивимс€).

 рюк не €вл€етс€ единственным ударным знаменем: он пишетс€ только там, где он соответствует тексту и мелодии по своему семиографическому положению, тембру и длительности.

”дарение, сообщаемое звуку в этом знамени, носит, скорее, смысловой, нежели музыкальный характер: усиление здесь - мгновенное, едва заметное, но, в то же врем€, полногласное, четкое и ровное, то есть, не усиливающеес€ и не стихающее постепенно, как в "крещендо-диминуэндо". Ќельз€ сравнивать его и со знаком "форте", потому что там усиление очень заметно.

¬ православно-церковном пении ударение не может придавать ноте характера отрывистого звучани€, как это бывает в современной музыке при по€влении знака "стакатто". ѕравда, при крюках, как и при других знаменах, бывает знак "отсека", но она только сокращает длительность самого крюка наполовину и тем самым приближает к нему следующий звук: отсека не дает паузы за счет сокращени€ длительности.

 рюк подчеркивает особо важную мысль там, где нельз€ сделать этого никакими другими способами. » в этом отношении он незаменим.

—емиографическое ударение в знаменном пении не всегда совпадает с грамматическим ударением современного церковно-слав€нского €зыка. Ёто происходит, во-первых, потому, что тогдашний текст имел ударени€ другие, а во-вторых -- по соображени€м художественного творчества (трактовки темы): чтобы придать больший оттенок идейной стороне, а не формально-грамматической. “ак, в первом антифоне 4-го гласа крюки сто€т только над самыми важными по смыслу словами: над всеми прочими ударными слогами сто€т другие знамена. ¬ самоподобнах и песнопени€х малого знаменного распева крюк стоит не на всех ударных слогах, а только на таких, которые, кроме того, имеют важное смысловое значение, как штрихи, оттен€ющие главные мысли темы.


ѕрот. Ѕ.Ќиколаев. «наменный распев и крюкова€ нотаци€ как основа русского православного церковного пени€.
ћосква. "Ќаучна€ книга", 1995.

  • Ќазад.
  • ѕерейти к оглавлению
  • ƒальше.

    * * *

  •  
    ѕоиск

    ¬оспользуйтесь полем формы дл€ поиска по сайту.
    ¬ерси€ дл€ печати

    Ќавигаци€ по сайту:


    ¬оспользуйтесь картой сайта
    ѕортал
    ѕравославный  алендарь
    Ќовостна€ лента
    ‘орум

    яндекс.ћетрика
    Rambler's Top100

    —понсоры: √де купить полиуретановый клей ќќќ "Ќ»—ќЌ".

    —вои отзывы, замечани€ и пожелани€ можете направить авторам сайта.

    © 1999-2007, Evening Canto.

    —айт на CD-ROM


    Rambler\'s Top100

    –У–і–µ –Ї—Г–њ–Є—В—М –њ–Њ–ї–Є—Г—А–µ—В–∞–љ–Њ–≤—Л–є –Ї–ї–µ–є –Ю–Ю–Ю "–Э–Ш–°–Ю–Э".

         
    PHP 4.3.7. Published: ЂEvening Canto Labs.ї, 1999-2001, 2002-2007.