Эндру Уилсон-Диксон

Греческая православная церковь

В Восточной церкви музыка неотделима от богослужебных традиций. В православии музыка и литургия неразрывно связаны. В состоятельных храмах поют хоры, в скромных же сельских церквах поет священник вместе с прихожанами. В соответствии с предписаниями отцов церкви, здесь никогда не было принято сопровождать пение игрой на музыкальных инструментах. Главенствующую роль играл человеческий голос, возносящийся в пении. Еще в IV в. Василий Великий писал:

"Псалом есть успокоение души и восстановление мира; он упорядочивает хаотично бурлящие мысли... Псалом творит союзы дружбы, соединяет разделенных и примиряет враждующих. Кто может продолжать считать врагом человека, совместно с ним возносящего молитву к Богу! Итак, пение псалмов порождает величайшее из всех благ, милосердие... объединяя народ в согласии единого хора"[1].

Жителю Запада трудно оценить огромное влияние, которое оказывает богослужебный год с его постами и праздниками на весь уклад жизни православных греков:

"Прожив хоть какое-то время среди православных греков и посещая вместе с ними церковь, невозможно не ощутить хотя бы до некоторой степени ту необыкновенную власть, которой обладает возобновляющийся цикл церковной службы в жизни простого народа. Никто, приняв на себя Великий пост, ложащийся на людей тяжким бременем на сорок дней... никто, ощутив горесть святой и Великой пятницы, когда каждый колокол в Греции звонит о своей печали и тело Спасителя убрано цветами в каждой сельской церкви... никто из присутствовавших при возжигании нового огня и вкусивших радость мира, освобожденного от уз греха и смерти, никто не мог бы пережить все это и не понять, что для православного грека Евангелие неразрывно связано с литургией, которая, неделя за неделей, совершается в его церкви"[2].

Двадцать монастырей на горе Афон в Греции - основа монастырской традиции на Востоке. Жизнь там управляется с помощью ежедневных богослужений, сходных с западными, однако в городских и сельских церквах отправляется лишь некоторая часть полного монастырского богослужения. В монастыре, как и в церкви, самое важное - это Божественная литургия (то есть месса, или причастие) - центральное событие богослужения в воскресенье и в праздничные дни; прихожане не принимают причастия без предварительной подготовки и поста.

Божественная литургия

В наши дни в православной церкви совершается три различных вида литургии: Литургия св. Иоанна Златоуста обыкновенно служится в течение всего года; несколько более сложная Литургия св. Василия Великого совершается только накануне Рождества Христова и Богоявления; Литургию св. Иакова (самую древнюю из трех) можно услышать лишь изредка.

Божественная литургия православной церкви организована по образцу, который практически не претерпел изменений за полторы тысячи лет. Возможно, небезынтересно будет сопоставить приводимую ниже схему с исследованием литургии в Иерусалиме, проведенным в V в. Игирией (см. главу 4), и со схемой более поздней мессы в Риме (глава 6).

Невозможно переоценить то значение, которое имеет музыка в богослужении. Весь текст литургии поется, за исключением проповеди, безмолвных молитв и, пожалуй, исповедания веры.

Божественная литургия начинается с npomecuca (приготовления), скрытой от прихожан церемонии подготовки вина и хлеба. Для присутствующих служба начинается с энарксиса (открытия), состоящего в следующем:

Начальное благословение

Великая литания (Ходатайственное моление.)

Первый антифон

(Соответствует отмечаемому празднику.)

Краткая литания

Второй антифон

(Оканчивается тропарем "Единородный Сыне".)

Краткая литания и заключительная молитва

Затем следует синаксис (собрание), та первоначальная часть службы, когда в церковь входило духовенство (ныне замещенная энарксисом). Синаксис соответствует западной Литургии Слова и организован по похожей схеме:

Малый Вход

(Евангелие вносят в алтарь.)

Третий антифон

Тропари и Кондаки

(Гимны, соответствующие дню.)

Трисагион

(Гимн "Свят, свят, свят".

Затем следует безмолвная молитва.

Ветхий Завет не читается.)

Прокимен

(Псалмовый стих и рефрен - параллель римскому градуалу.)

Чтение Нового Завета Псалмовый стих и "Аллилуйя" Чтение Евангелия

Проповедь

(В Греции часто предваряет причастие, а в России чаще произносится в конце службы.)

Литании горячих молитв

(За умерших и оглашенных [готовящихся принять крещение].)

Затем следует центральная часть службы - Евхаристия, или литургия верных:

Литания верных

Великий вход

(Длительное моление священника, каждение алтаря, ходатайства, каждение даров и положение их на алтарь, сопровождается пением херувимской песни.)

Исповедание веры

Анафора (жертвоприношение)

(Евхаристическая молитва [безмолвная], сопровождаемая хоровыми респонсориями.)

Санктус ("Свят, свят, свят")

(Повествование об установлении Евхаристии на Тайной вечере. Поется священником с заключительным "аминь" хора в конце каждой части.)

Песнопение Богородице

(Поется во время безмолвных молитв в честь святых, молитв о живых и умерших.)

Преломление хлебце (Сопровождается песнопением.)

Коммунио (причастие)

(Присутствующие приглашаются к причастию, хор поет стихи 26, 27 Псалма 117. Во время самого причастия поются антемы. Еще два антема исполняются по завершении причастия.)

Окончание

(Заключительные молитвы, литания благодарения, роспуск и заключительное благословение.)

Распев

Простейшей разновидностью распева является напевная декламация текстов Священного Писания на одной ноте с модуляциями, обусловленными фразовой интонацией, как это уже было описано (см. разделы по музыке в синагоге и в Римской церкви в гл. 2 и 4). Между VIII и XIII вв. был употребителен простой метод обозначения повышения и понижения тона голоса чтеца. Такая экфонетическая запись состояла из знаков, записывавшихся над текстом каждого предложения в его начале и конце. Смысл этих знаков пока не до конца ясен. В наши дни экфонетическая запись все еще употребляется в синагоге и в некоторых восточных церквах.

Псалмы Божественной литургии, а также псалмы, составляющие основу ежедневной службы, поются в одной из восьми тональностей. Они очень сходны с тональностями западной средневековой традиции, будучи системой ступеней, где основными нотами ключа являются ре, ми, фа и соль. На Западе пение псалмов организовано сходным образом. Однако больший интерес представляет то, как восемь тональностей структурно связаны с "богослужебным годом".

Символический смысл тональностей византийского пения, совершаемого по восьминедельному циклу, сегодня труднообъясним. Восемь тональностей меняются воскресенье за воскресеньем, затем цикл возобновляется. Организация распевов по этим восьми тональностям называется октоихом.

Возможно, одной из самых интересных черт византийской музыки является то, что мелодия, будучи написанной в любой тональности, выдерживает единую схему, используя набор различных мелодических рисунков или формул - специфический прием, известный как центониза-ция. Эта черта характерна для музыки, создаваемой на слух, а не письменно. Центонизация имеет место в григорианском хорале и является основой индийской классической музыки, где характер песнопения (rag) задается не только нотами используемых ступеней, но и мелодическими рисунками, выступающими в качестве основы для импровизации. Африканская ударная музыка основана на том же принципе, свойствен он и современному джазу.

Гимны

Должно быть, одна из самых характерных музыкальных особенностей православного богослужения - это гимны, составлявшиеся в огромных количествах начиная с IV в. Например, в одном из собраний насчитывается по меньшей мере 60 тыс. гимнов[3]. Византийские гимны имеют традиционную структуру и свое особое место в литургии. Простейший гимн состоит из одной строфы и называется тропарь. Первоначально это были краткие стихотворные моления, певшиеся между стихами псалма и положенные на простую музыку, которую легко запоминали прихожане. Кондаки - это более объемные гимны, состоящие из многих строф, иногда из тридцати и более. Они основаны на некотором количестве традиционных образцов (ирмосов), которые определяют количество строк в каждой строфе, а также количество слогов и ударений в каждой строке. Начальные буквы каждой строфы составляют акростих, в котором зашифровано либо имя автора, либо день и праздник, на который был написан кондак, или же тональность, в которой он пелся. У каждой строфы есть краткий рефрен, удобный для вступления хора профессиональных певчих либо хора прихожан. Многие кондаки были написаны неким Романом[4] в VI в.

Ближе к VIII в. самыми усложненными из всех византийских песнопений стали каноны. Они и заменили кондаки. В целом они состоят из девяти разделов, называемых "одами", сюжет которых основан на девяти библейских песнях: Исх. 15:1-19; Втор. 32:1-43; 1 Цар. 2:1-10; Ис. 26:9-19; Дан. 3:26-45 и 52-56 (апокрифы); Дан. 3:57-88 (апокриф); Ион. 2:3-10; Авв. 3:2-19; Лк. 1:46-55 (Magnificat); Лк. 1:68-79 (Benedictus).

Как и кондаки, оды состоят из строфы, взятой из традиционного источника (ирмоса), за которой следует несколько написанных по образцу тропарей.

Каждая ода имеет свою мелодию. Каноны в своей полной форме очень длинны, и в наше время их можно услышать лишь в дни важнейших праздников в монастырях и соборах. Они поются на утрене и разделяются на три части (оды 1 и 3, 4-6, 7-9). Между этими частями поются гимны и читается священное Писание. Обычно каноны сильно сокращаются, так что поются только начальные ирмосы.

Cmuxupa - позднейшее развитие тропаря - это песнопение, завершающее стих псалма. В этом плане она очень схожа с западным антифоном. Стихиры делятся на различные группы, в зависимости от их темы и праздника, для которых они написаны.

В последние несколько веков в Византийской империи профессиональные певцы и композиторы - майсторы - разработали изысканный стиль какофонического пения, украшающего сам по себе сложный гимн. Имена и произведения этих майсторов ныне известны. Один из наиболее почитаемых - Иоанн Кукузель (ок. 1280-1370), он канонизирован Греческой православной церковью.

Эта уникальная традиция пения способствовала совершенствованию гимнов, поскольку майсторы соперничали в создании эффектных музыкальных версий имевшегося текста. Калофоническая традиция сохранялась до XIX в., когда Хрисанф Мадитский пересмотрел и упростил распевы, чтобы сделать их более близкими простому народу.

Греческий православный распев сегодня

Каким образом исполняются византийские распевы в наши дни? Конечно, ответ на этот вопрос зависит от того, где они исполняются, однако при любых обстоятельствах музыкальные инструменты не используются при их исполнении. В сельской церкви вполне может и не быть хора, и в таком случае пение осуществляется местным священником. В отсутствие священника роль псалта (кантора) может взять на себя и мирянин-непрофессионал, поскольку мелодия хорошо знакома тем, кто регулярно посещает храм.

В некоторых городских церквах Афин все еще можно услышать византийские распевы, исполняемые в манере, выработанной в XVII и XVIII вв., однако это нехарактерно для большинства монастырей и соборов. Здесь пение организовано традиционно: по обе стороны от алтаря располагаются два хора, левым хором руководит лампадарий, а правым - протопсалт. В правом хоре, как правило, профессиональные исполнители поют более сложные вещи, хотя многое из того, что поется в церкви, организовано антифонально, то есть распев переходит от одного хора к другому по нескольку раз. Наиболее сложные гимны (такие, как прокимен) исполняются соло опытными певчими.

Во многих монастырских хорах (таких, как монастырь св. Симона на горе Афон) сохраняется традиция пения на две партии. Вторая партия фактически не участвует в мелодическом рисунке, но состоит из опорных нот, напоминающих низкое гудение. Такая манера исполнения восходит к XVII в. Исполнители первой партии (высокие ноты) придерживаются традиционной манеры исполнения.

Традиционные церковные песнопения исполняются на языке самой ранней эпохи христианства, очень отличающемся от современного греческого, но хорошо понятном для прихожан и весьма почитаемом ими. Сама же музыка, безусловно, претерпела изменения со времен ее создания в ту раннюю эпоху. До какой степени она сейчас соответствует музыке древней Византийской империи - вопрос, на который не так легко ответить[5]. Однако, принимая во внимание огромный промежуток времени от создания распевов до наших дней, соответствие между древними манускриптами и ныне принятой практикой весьма замечательно.

Музыкальная запись в Греческой православной церкви

Начиная с X в. в Византийской церкви складывался сложный и довольно точный способ записи распевов, организованный совершенно иначе, чем римская невменная запись.

Вместо обозначения высоты тона с помощью расположения символов на сетке параллельных линий, здесь знаки отмечают изменение тона по отношению к данной точке отсчета. Данная ниже таблица показывает некоторые наиболее употребительные знаки византийской круглой нотации XIII в., которые до настоящего времени составляют основу системы записи, принятой в греческой церкви:

Здесь дается упрощенное объяснение системы, которая изначально позволяла передать исполнение распева с огромной точностью. Так, существовало, по меньшей мере, шесть видов понижения голоса на одну ноту, обозначавшихся шестью разными знаками. Даже современная запись может показать кантору особые модуляции голоса, известные лишь в восточной традиции. Пример 31 показывает начало тропаря (гимна в одну строфу) в византийской и западной записи. Он значится в первой неделе Октоиха. Тоника Ре обозначена в заглавии (по-гречески - Па). Значок над первым слогом слова Kyrie показывает, что ход мелодии начинается на одну ноту выше тоники, то есть на ми. Последовательно расположенные знаки указывают поющему движение голоса по отношению к предыдущей ноте. Раз в несколько тактов проставляется контрольный знак, называющий только что спетую ноту, давая понять исполнителю, что он не сбился. Современные распевы часто имеют ощутимую ритмизацию, что, вероятнее всего, является нововведением. Вертикальная черточка соответствует черте, разделяющей такты. Есть также знаки для нот вдвое большей длительности или половиной по отношению к обычной длительности (эквивалент половинных и восьмых нот) и для более сложных длительностей, таких, как триоли.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] J. McKinnon, Music in Early Christian Literature, Cambridge, 1987, pp. 65 and 66.

[2] R. Hammond, The Waters of Marah, London, 1956, pp. 51-52.

[3] Follieri, Initia hymnorum ecclesiae graecae; quoted in The New Grove Dictionary of Music and Musicians, London, 1980, under "Byzantine Rite".

[4] Роман-сладкопевец из Эмессы, Сирия.

[5] See: M. P. Dragoumis, "The Survival of Byzantine Chant" in E. Wellesz, editor, Studies in Eastern Chant, Oxford, 1966, vol. 1, p. 9.


Эндру Уилсон-Диксон.
История христианской музыки.
СПб, 2001.

  • Назад.
  • Перейти к оглавлению
  • Дальше.

    * * *

  •  
    Поиск

    Воспользуйтесь полем формы для поиска по сайту.
    Версия для печати

    Навигация по сайту:


    Воспользуйтесь картой сайта
    Портал
    Православный Календарь
    Новостная лента
    Форум

    Яндекс.Метрика

    Спонсоры:

    Свои отзывы, замечания и пожелания можете направить авторам сайта.

    © 1999-2007, Evening Canto.

    Сайт на CD-ROM


         
    PHP 4.3.7. Published: «Evening Canto Labs.», 1999-2001, 2002-2007.