ондак

 ондак, в его теперешнем облике и объеме - небольшое песнопение в одну-две строфы, очень похожее на тропарь и даже у русских поемое по тропарной мелодии и помещаемое после 6-ой или после 3-ей песни канона. ќно повтор€етс€ на литургии, и на повечерии. —овсем иное представл€л собою кондак по своему происхождению и употреблению. »стори€ его поучительна, хот€ и не вполне еще изучена.

—амое слово "кондак" - некоторые производ€т от (как его уменьшительное) - "копье"; но веро€тнее производить его от - палочка, на которую наматывалс€ свиток пергамента, называвшийс€ . —борник таких "кондаков" называли кондакари€ми.

Ќо если в наших современных богослужебных книгах это песнопение занимает само скромное место и тер€етс€ в обширных песн€х канона, то в древности, до по€влени€ канона, кондак занимал совершенно исключительное место в суточном и годичном богослужении. ќн вовсе не ограничивалс€ одной строфой, а представл€л собой самосто€тельное и большое поэтическое произведение, так сказать, целую богословскую поэму. ƒревний кондак в его классическом облике - это цепь из 20-30 строф, постепенно развивающих одну общую тему. ¬ поэме надо различать следующие составные части: начальна€ строфа, , написанна€ одним, необычным дл€ всего произведени€, размером; икосы, числом чаще всего 24, написанных одним общим дл€ всех их размером; припев, , или , или в один-два стиха. ѕрипев этот €вл€етс€ последней фразой вступительной строфы, "кукул€". »нициалы всех строк, как икосов, так и кукул€, дают акростих, "краегранесио". »кос, , по-гречески значит "дом".  ак показало научное исследование, кондаки первоначально происхождени€ сирийского; а по-сирийски "Deth" - "дом" - может означать и строфа; точно также как и по-италь€нски "Stanza" значит строфа и комната. “аким образом, весь кондак фигурально уподобл€етс€ большой постройке, чертогу, построенному по особому плану с множеством отдельных комнат.

ѕредание св€зывает происхождение кондаков с именем преп. –омана —ладкопевца, современника импер. јнастаси€ I (419-518). Ётот поэт был, по-видимому, происхождени€ сирийского, родом из ¬ерита (Ѕейрута).  ондаки его представл€ют сложно построенную богословскую поэму, очень похожую, как это доказал ћаас на проповеди ¬асили€ —елевкийского. » действительно, кондаки –омана —ладкопевца во многом схожи с проповед€ми. “ак как их содержание не было св€зано ни с какой заранее данной темой, как это потом случилось с канонами, прив€занными по содержанию своих песен библейским, то кондаки позвол€ют их автору свободно развивать свою тему. “ворческое дарование поэта свободно создавало образы, развивала основную мысль праздника или жити€ данного св€того, богословствовало в стихах.

—о временем, под вли€нием входившего в обиход канона, тоже литургической поэмы, но уже с заранее заданными рамками дл€ каждой песни, приуроченными к песн€м библейским, кондак постепенно стал уступать место новому облику церковного песнотворчества и был им почти совершенно вытеснен. ƒревние "илитарии" или "кондакарии" сохранились в афонских и синайских книгохранилищах эти перлы творчества –омана, но в богослужебных книгах остались только после 6-ой песни канона краткий кондак, то есть в сущности прежний "кукуль" или сопровождающий его первый икос. ѕо сравнению с кондаком классического времени наши богослужебные каноны €вл€ют €ркий пример декаденции как церковной поэзии, так и богословской мысли. “автологи€, иногда сдобренна€ игрой слов, перифразы псалмических стихов, часто бессодержательные похвалы мученических и преподобнических подвигов св€того пришли на смену когда-то богатой по содержанию и богословской остроте и очень замечательной в отношении поэзии красоте кондаков. Ќевыразимо грустно, что кондак, во всем своем объеме составл€ющий главное содержание богослужебного праздника по уставу —тудийскому и еще в XI-XII вв. Ѕывший его украшением, потом был заменен псевдонимными канонами. ѕосле первых творцов канонов, јндре€,  осьмы, ‘еофана, и самого »оанна ƒамаскина, составлением канонов зан€лись писатели второго сорта, более или менее удачно перефразировавшие образцы предшественников. ј кондаки были прочно забыты.  ак говорит проф. ћиркович: "–оман —ладкопевец изгнан из греческой церкви и сделалс€ досто€нием чуждого ему мира, который ему создал целый культ, удивл€€сь его благочестию и красоте слов". ѕоистине, после трудов ћааса и ѕитры, на «ападе увлекаютс€ кондаками, их выискивают по монастырским рукопис€м, изучают и превознос€т их великого автора.

" ондак" не есть исключительное наименование подобного рода богословских, литургических поэм. ѕеснописатели называли их тогда - и эти названи€ сохранились в древних рукопис€х: гимны, поэмы, псалмы, похвалы, алфавитные песни и т.д.

Ќаш теперешний кондак, как уже сказано, мало чем отличалс€ от тропар€. ƒействительно, при беглом на него взгл€де, он, так же как и тропарь, говорит о данном празднике или св€том. Ёто и неудивительно, так как перед нами теперь только перва€ строфа, "кукуль", котора€ дает только основную тему, а все ее развитие, весь богословский и поэтический узор исчез из внимани€ современных богомольцев. Ќо все же при более внимательном сравнении можно заметить и некоторое различие.  ак указывает —кабалланович, кондак дает обычно другую сторону празднуемого событи€, чем тропарь: если тропарь дает картину внешней стороны событи€, то кондак внутренней или наоборот; кроме того, кондак это событие изображает полнее. ѕримером могут послужить кондаки и тропари –ождества ’ристова,  рещени€, ¬ознесени€, ѕреображени€.

—амые поздние по происхождению кондаки, это - кондаки и икосы воскресные. ќ них только упоминаетс€ в рукопис€х XI в., а нынешнего своего места они не имеют в некоторых рукопис€х и XVI в., как говорит —кабалланович. Ётих воскресных кондаков нет еще в ≈вергедитском уставе и в —тудийском. »х замен€л тогда или кондак св€того минеи, или седален.

—овременное нам богослужение сохранило полностью весь кондак только в чине отпевани€ св€щеннического. ќбычный кондак (кукуль) "—о св€тыми упокой" сопровождаетс€ не одним только икосом "—ам ≈дин еси бессмертный", но всеми 24.

  • ¬ернутьс€ назад.

    * * *

  •  
    ѕоиск

    ¬оспользуйтесь полем формы дл€ поиска по сайту.
    ¬ерси€ дл€ печати

    Ќавигаци€ по сайту:


    ¬оспользуйтесь картой сайта
    ѕортал
    ѕравославный  алендарь
    Ќовостна€ лента
    ‘орум

    яндекс.ћетрика
    Rambler's Top100

    —понсоры: »нформаци€ расценки на услуги грузчиков тут.

    —вои отзывы, замечани€ и пожелани€ можете направить авторам сайта.

    © 1999-2007, Evening Canto.

    —айт на CD-ROM


    Rambler\'s Top100

    –Ш–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є—П —А–∞—Б—Ж–µ–љ–Ї–Є –љ–∞ —Г—Б–ї—Г–≥–Є –≥—А—Г–Ј—З–Є–Ї–Њ–≤ —В—Г—В.

         
    PHP 4.3.7. Published: ЂEvening Canto Labs.ї, 1999-2001, 2002-2007.