Вечерняя песнь. Сайт о древне-церковной певческой культуре.
http://canto.ru/txt.php?id=olada&menu=refer
Режим plain text. Для перехода в обычный режим нажмите здесь.


[ Заглавная | Публикации | Нотация | Звукозаписи | Справочник   ||   Карта сайта ]

- Справочник - Обиходные лады

Обиходные лады - натуральные лады, основанные на обиходном звукоряде. Вследствие его квартовой структуры (однофункциональность ступеней на расстоянии кварты) и миксодиатоничности (обиходное переченье)обиходные лады неоктавны, и к ним неприложимы названия октавных диатонических ладов (ионийский, дорийский и пр.). Лад с трихордом (вверх от конечного тона-устоя) 1 тон + 1 тон называется большим (сходен с ионийским). 1 тон + 1/2 тона - малым (сходен с эолийским). 1/2 тона + 1 тон - укоснённым (сходен с фригийским) - термины С. В. Смоленского. Подобно церковным ладам, модальные обиходные лады подразделяются на автентические (устой внизу звукоряда или ступенью выше нижнего тона звукоряда) и плагальные (две и более ступеней ниже устоя).

Схемы и наименования обиходных ладов.

Большой, малый и укоснённый обиходные лады могут иметь неполный звукоряд без обиходного переченья. Пример:

Обиходные лады распространены в русской церковной и народной музыке, встречаются в сочинениях М. П. Мусоргского, Н. А. Рмского-Корсакова, И. Ф. Стравинского, а также Ю. М. Буцко и др.


Большой энциклопедический словарь. Музыка. Москва, 1998.

  • Вернуться назад.

    Спонсоры:




    Свои отзывы, замечания и пожелания можете направить авторам сайта. © 1999-2007, www.canto.ru.

    Яндекс.Метрика