Вечерняя песнь. Сайт о древне-церковной певческой культуре.
http://canto.ru/txt.php?id=respon&menu=refer
Режим plain text. Для перехода в обычный режим нажмите здесь.


[ Заглавная | Публикации | Нотация | Звукозаписи | Справочник   ||   Карта сайта ]

- Справочник - Респонсорное пение

Респонсории, составлявшие ипофоническое пение, - это особый вид или прием антифонного пения. Он состоял в том, что певец мерным и благозвучным голосом начинал и исполнял псалом, а народ участвовал с ним в пении, повторяя последние слова известных стихов псалма или гимна или сопровождал каждый отдельный стих его каким-либо одним стихом или припевом. Отсюда и этимология слова: на древне-церковном языке это называлось "подпевать". Древнейшее указание на этот род пения сохранилось в Апостольских Постановлениях (II, 57, русск. пер. стр. 90), где говорится, что, по совершении чтецом двух чтений из Ветхого Завета на Литургии оглашенных, "другой кто-либо (избранный псалт) пусть поет песни Давидовы, а народ пусть подпевает последние слова стихов". Дионисий Ареопагит говорит о подобном же исполнении псалмов предстоятелем и присутствующими в алтаре клириками.

К этому способу певческого исполнения псалмов и гимнов близко подходило пение эпифоническое, когда народ к известным строфам или стихам гимна присоединял какой-нибудь припев или формулу. Такими припевами были в древней церкви: "Слава Отцу и Сыну и Св. Духу", "аминь", "яко в век милость Его" (у Афанасия) и другие. Следы эпифонического пения сохранились очень ясно в теперешней церковной практике в припевах антифонов, в прокимнах и при исполнении псалмов, следы этого пения можно увидеть в исполнении ектений и др. прошений.

Респонсорий (позднелат. responsorium, or лат. responsum - ответ) - также песнопение католического обихода, при исполнении которого чередуются пение солиста (кантора) и хоровой рефрен. Респонсорная псалмодия восходит к древнеиудейскому богослужению (строфы псалма - солист; краткий рефрен, часто возглас "аллилуйя" - народ; см. Аллилуйя). Обычное место респонсория в службе - после чтений в мессе и оффиции. В григорианском пении различают краткие респонсории (responsorium breve) для малых дневных часов, большие респонсории (responsoriua prolixum) для трех ночных часов (по 3-4 респонсория в каждый час), респонсорий для градуала мессы. Респонсориальны офферторий и аллилуйя мессы. Текст респонсория состоит из хоровой части (рефренной, собственно responsum) и одного или нескольких "стихов" (vers) либо заимствований из Псалтири, Нового завета, иногда небиблейского происхождения. Структуры напевов респонсория различны. "Стихи" исполняются в псалмодийной манере (по формулам 8 тонов, см. Псалмодия, Церковные лады), рефрены распевны. Респонсорий градуала отличается от других богатой мелизматикой.


Использованы материалы:
Большой энциклопедический словарь. Музыка. Москва, 1998
Голубцов А.П. О церковном пении и музыке.

  • Вернуться назад.

    Спонсоры:




    Свои отзывы, замечания и пожелания можете направить авторам сайта. © 1999-2007, www.canto.ru.

    Яндекс.Метрика