- Справочник - Акафист
Акафист, или "неседальная песнь" - поэтическое произведение, близкое по своей форме к древнему кондаку, однако от него существенно отличное. Это тоже большая поэма, состоящая из основного "кондака" с определенным окончанием; или припевом и 24-х за ним следующих строф, но не "икосов" только, как в древнем кондаке, а попеременного чередования 12 икосов и 12 кондаков; при этом икосы заканчиваются тем же припевом, что и первый кондак, а все остальные кондаки припевом "аллилуиа". Первый из известных "акафистов" написан, вероятно, в царствование импер. Ираклия или, точнее, к 626 году, то есть освобождению Константинополя от нашествия персов. На это есть указание и в самом акафисте: "Радуйся, огня поклонение угасившая".
Автором этой "неседальной песни" считают или монофелитского патриарха Сергия (610-638), или Геоpгия Писидийского, хартофилакса св.Софии пpи императоре Ираклии, или же патриарха Фотия, воспевшего эту песнь, якобы, в связи с нашествием Россов (Папандопуло-Кеpамевс).
Литургическое употребление Акафиста предписано нашим типиконом в 5-ую субботу Великого поста на утрени, так называемая "Похвала Богородицы". У греков акафист поется иначе: в первые четыре субботы поста поется он на повечерии по "статиям", то есть раздельно на четыре части; в первую субботу первые три кондака и икоса, во вторую - следующие три и т.д., а в пятую субботу, как и в нашей практике - весь Акафист целиком.
Иных Акафистов наш богослужебный устав просто не знает. Все неисчислимое множество их, разбросанное по молитвословам, каноникам, акафистникам и т.д. является продуктом позднейшего и, надо сказать, очень упадочного творчества. По своему достоинству еще можно приблизить к Акафисту патриарха Сергия разве что только Акафист Иисусу Сладчайшему, своим частым и многочисленным повторением имени Иисусова напоминающий Иисусову молитву. Может быть, еще два-три Акафиста могут по своему содержанию выдержать строгую критику литуpгиста и богослова. Но все бесконечное количество особенно в России распространившихся акафистов есть ни что иное, как убогое и бессодержательное старание перефразировать классический акафист. В России их распространилось несколько сотен в честь разных икон Богоматери, разным событиям, отдельным святым, Кресту, Страстям, Воскресению Спасителя, несколько на причащение Святых Таин и т.д. Некоторые из них представляют просто перечисление географических и личных имен князей, святителей и преподобных с очень немногочисленными и малосодержательными похвалами, или же, как в Акафисте Страстям Христовым, просто униатское поклонение язвам, гвоздям и пр.
Внебогослужебное употребление акафистов для домашнего, келейного молитвенного правила, конечно, не может быть возбранено, хотя надо было бы пожелать, что бы душа верующего и его эстетическое церковное чувство питалось больше чистой поэзией псалмов, стихир, или (о! если бы удалось восстановить) древних кондаков, чем убогих по содержанию акафистов, составленных часто лицами малоцерковными и богословски безграмотными. Но уже замена акафистом кафисм Псалтири, как это - увы! - часто делается, является просто насилием над уставом, литургической безграмотностью и эстетическим безвкусием.
Спонсоры: