- Публикации - Протоиерей Борис Николаев
Знаменный распев.
Введение.
Пролог. "Словесная служба".
Сущность православного богослужебного пения очень хорошо выражена преподобным Иоанном Дамаскиным в первом воскресном песнопении 8-го гласа, завершающего наше осмогласие - основной закон богослужебного пения Святой Православной Церкви: наша богослужебная песнь - это песнь вечерняя по характеру и словесная по содержанию.
Вечер - направляющее начало духовной жизни на земле и богослужебной жизни Церкви (Быт. 1, 5). Господь наш Иисус Христос, неоднократно уподоблявший в Своих притчах Царствие Божие вечери, то есть вечерней трапезе, благоволил и сам залог Царствия - Евхаристию преподать на Вечери же.
Вечернее состояние природы гармонирует с нашими чувствами, активно вступающими в эту пору в духовную жизнь: день клонится к вечеру, а душа - к Богу. Солнце медленно склоняется к Западу. Опускается на землю тихий свет, умиротворяющий душу. Спадает зной напряженного дня, и на земле водворяется прохлада - глас хлада тонка - то самое состояние природы, в котором некогда повелено было пророку - ревнителю ощутить благостное Пришествие Божие (З Царств. 19, 12). Благоухают растения. Вкушают пищу в первый и единственный раз в сутки пустынники и постники. Неодушевленная тварь как бы в смиренном славословии преклоняется пред своим Создателем, а верующая душа, познав в этом преклонении тихий свет святыя славы безсмертнаго, явленный миру под сенью Воплощения, начинает в эти благословенные часы славословить преподобными гласы своего Жизнодавца - Господа. Это время, - время вечерней песни и словесной службы - дышит Божественной любовью, кротостью, миром и "ночной" строгостью, побуждающей каждого из нас оглянуться на прожитый день. Именно такой и создали святые отцы-песнотворцы нашу богослужебную мелодию - вечерней по духу и словесной, выразительной по содержанию. И какие бы разнообразные оттенки ни изображались этой мелодией в частности, - в основном она всегда остается вечерней.
Спонсоры: