Вечерняя песнь. Сайт о древне-церковной певческой культуре.
http://canto.ru/txt.php?id=bnikolaev.1vved_07&menu=public
Режим plain text. Для перехода в обычный режим нажмите здесь.


[ Заглавная | Публикации | Нотация | Звукозаписи | Справочник   ||   Карта сайта ]

- Публикации - Протоиерей Борис Николаев

Знаменный распев.
Введение.
Почему в православном богослужении не допускается
инструментальная музыка.

Наконец, пение Православной Восточной Церкви имеет еще одну очень важную особенность: в процессе богослужебного чина оно не заменяется и не сопровождается инструментальной музыкой. Правда, в православном богослужении положено внехрамовое употребление ударных инструментов (била, колокола), но эта музыка, - если ее можно назвать музыкой, - имеет внешнее значение и не является музыкой богослужебной в прямом смысле слова. Церковный благовест созывает и приготовляет верующих к богослужению, возвещает "богословно виною отшедшим", т.е. отсутствующим, о важнейших моментах совершаемого в храме богослужения, освящает воздух вне храма, являясь как бы внешним отголоском храмовых священнодействий. Но Устав нигде не предписывает каких-либо особых мелодических оборотов для колокольного звона.

Неписанный обычай, исключающий употребление инструментальной музыки в богослужении, имеет идейное основание в самом Православии. Вокальная музыка - это музыка натуральная, а инструментальная - искусственная, подражательная. Как свидетельствует история, инструментальная музыка появилась позднее вокальной [2.9, 19]. В ветхозаветное богослужение входили бессловесные жертвы и бессловесная музыка, и "не потому, что звуками их (т.е. музыкальных инструментов) услаждался Бог, - замечает блаженный Феодорит, - но потому, что угодно было Ему намерение, с каким совершалось сие" [1.19-5, ч. 2, 370]. Все это, как и многое другое, было допущено в царстве "сени и образов" по жестокосердию людей (Мф. 19, 8). Однако и там приносилось в жертву Богу самое лучшее (Быт. 4, 4). Псалмопевец, хотя и призывает хвалить Бога на всех музыкальных инструментах, употребляемых в его время при богослужении иудейском, все же призывает все народы петь "разумно", то есть, по толкованию святителя Афанасия Великого, "не с гуслями, как прежние певцы" [1.19-4, ч.4, 158].

Исследователи называют человеческий голос струнно-духовым инструментом, охватывающим гармонические аккорды трех октав [2.31, 25]. "Основание для исключительного употребления вокальной музыки в православном богослужении заключается в самой природе человеческого голоса, способного, по выражению профессора-протоиерея Металлова, "выразить самые различные, глубочайшие и тончайшие движения человеческой души" [2.19, 30]. За превосходство человеческого голоса говорит и естественная наука [2.26, ч.2, 67-68].


Прот. Б.Николаев. Знаменный распев и крюковая нотация как основа русского православного церковного пения.
Москва. "Научная книга", 1995.

  • Назад.
  • Перейти к оглавлению
  • Дальше.

    Спонсоры:




    Свои отзывы, замечания и пожелания можете направить авторам сайта. © 1999-2007, www.canto.ru.

    Яндекс.Метрика