- Публикации - Протоиерей Борис Николаев
Знаменный распев.
Отношение безлинейной нотации к знаменной мелодии.
Характеристика каждого знамени в отдельности.
Голубчик. Это знамя относится к "двоегласостепенным" знаменам с восходящим направлением мелодии. Изображается оно в виде запятой малого размера (как в стрелах) с двумя черточками с правой стороны. Знамя имеет два вида: тихий и борзый (тихий голубчик имеет одну крупную черточку и поется вдвое продолжительнее).
Высота голубчика зависит от смежного с ним последующего знамени: признаков и помет голубчик не имеет. Первый звук голубчика является нижней терцией по отношению к первому звуку следующего за голубчиком знамени [2.27, 21]. Силу и окраску звучания голубчика древние азбуки и толкователи определяют в двух словах: "из гортани гаркнути" [2.27, 22]. Это знамя дает полногласный, но умеренный звук. Д.Аллеманов называет его "воркующим", намекая на голубя, от которого и происходит наименование этого знамени [2.4, 247].
По свидетельству толкователей, голубчик ставится "над слогами и односложными словами без ударений. Он имеет значение вводного тона к следующему согласию, к ритмическому ударению в текущем напеве или - переходных нот к следующей певческой строке, начинающейся также с ударения" [2.34, 79-80 ]. Значит, голубчик - это предударное и связующее знамя: он как бы "продолжает" предшествующую ему запятую на следующем слоге (имея уже другой характер), то есть соединяет предшествующее знамя с последующим.
Этот знак относится к числу предупредительных знаков. В словесном ритме такие знаки необходимы. Певец, поющий по церковно-квадратной ноте, идет "ощупью": он, образно говоря, "щупает" только то, что находится у него "под ногами". Следует отметить, что предударные знаки знаменной системы не подлежат никакому сравнению с принятыми в современной музыке форшлагами, чуждыми церковному пению по своему утонченному драматическому характеру.
Разница между голубчиком и скамейцей состоит в том, что голубчик дает звук полногласный, а скамейца - спокойный, устойчивый.
Бесстрастность - одно из основных свойств нашего церковного пения, поэтому неразлучным спутником церковного певца является умеренность. Об этом постоянно напоминает певцу не только знаменная мелодия, но и отражающая ее семиография. Одним из таких "напоминающих" знаков является голубчик. Древнее нравственно-назидательное толкование знамен называет это знамя "отложением всякой гордости" [2.1]. Возводя голос певца к высшим тонам и вознося "горе" его ум и сердце, голубчик в то же время предостерегает поющего от человеческой гордости, вразумляя его своим названием и начертанием. О многом говорит это знамя поющему. Он должен в молитве возноситься к небу, совершая свое певческое служение как духовный подвиг, с кротостью и в простоте сердца, во славу Явившегося на Иордане в виде голубя.
Спонсоры: