- Публикации - Протоиерей Борис Николаев
Знаменный распев.
Отношение безлинейной нотации к знаменной мелодии.
Характеристика каждого знамени в отдельности.
Знамя паук изображается в виде крюка с остроугольным загибом вверху тонкой черты. Паук большой, в отличие от паука малого, имеет еще впереди простую статью, поэтому в "Азбуке" Металлова он называется "паук со статьей" (с. 42). Длительность, высота и направление звуков паука в различных гласах определяются по-разному. Л.Ф.Калашников, основываясь на живом предании и практическом применении знаменной мелодии и знаменной нотации, дает для пятого гласа напев, приведенный выше (см. развод для 5-го гласа) [2.13, 25].
Паук большой и паук великий имеют следующие разводы. Паук великий отличается от паука большого двумя звуками, которые прибавляются в начале.
Паук малый употребляется во всех гласах, кроме 3-го, 7-го и 8-го, а большой и великий - только во втором и шестом гласах.
О характере звучания этих знамен толкователи ничего не говорят. Следует отметить, что развод их на другие крюки следующий: для 1-го гласа - светлая стрела и крюк с подчашием, для 2-го - стрела светлая и стрела простая, для 6-го и 4-го - стрела светлая, столица с очком и запятая, для 5-го - стрела громо-светлая и крюк с подчашием. Паук большой разведен через стрелу поездную, запятую и статью мрачную, а паук великий - через крюк, стопицу с очком, стрелу поездную, запятую и статью мрачную. Такая расшифровка, - а она не может быть случайной, - проливает свет на определение характера этих знамен, если принять во внимание известное уже нам толкование знамен, которыми они расшифрованы. Слово "паук" Разумовский производит от греческого; Металлов же, возражая ему, утверждает, что слово это - русское (по "ук", т.е. после буквы "ук") [Металлов, Русская симиография, М., 1912, 43].
Спонсоры: