- Публикации - Протоиерей Борис Николаев
Знаменный распев.
Отношение безлинейной нотации к знаменной мелодии.
Характеристика каждого знамени в отдельности.
Хамила состоит из двух малых запятых и чашки. Знамя это относится к так называемым "различным" знаменам, то есть к таким, которые имеют различное значение в зависимости от гласа и местоположения.
Длительность хамилы равна в основном целой ноте. Иногда при этом знамени ставится указательная помета "качка". Тушевых и киноварных помет это знамя, как правило, не имеет: только в учебном Октае иногда пишутся киноварные пометы, преимущественно в том случае, когда хамила поется не по правилам данного гласа.
Распев хамилы в "Азбуке" Калашникова дан следующий:
Первый звук, принадлежащий хамиле, всегда отделяется от нее и присоединяется к предшествующему знамени [2.13, 25].
Мы рассмотрели основные знамена нашей церковной безлинейной семиографии. К ее существенным особенностям относится и графическое оформление, сам "рисунок" мелодии. Здесь имеют большое значение знамена, являющиеся признаками кокиз, знамена условно-сокращенного письма (лица), а также знамена уставные, то есть, пишущиеся по традиции. Такими знаменами являются: мечик, челюстка, рог, ключ, дуда, труба, змийца, немка и фотиза. Не имея существенного значения с точки зрения музыкально-теоретической, знамена эти, тем не менее, составляют неотъемлемую принадлежность семиографии, ибо создают своеобразную красоту ее рисунка.
Спонсоры: