- Справочник - Катавасия
Катавасия - в сущности есть не что иное, как тот же ирмос, но не начинающий собою ряд тропарей данной песни, а ее заключающий (см. канон). Происходит это выражение от - спускаться, сходиться, так как "катавасии" в монастырском обиходе исполняются не одним ликом (хором), как это бывает с ирмосами, а обоими вместе. Оба хора сходят со своих возвышений, выстраиваются в середине храма и вместе поют этот заключительный ирмос. Возможная при этом "сходе" несогласованность и путаница объясняют происхождение того насмешливого, уничижительного значения, которое этому слову часто придается в быту, как путаница, беспорядок. Катавасия имеет свои уставные уточнения и требования в наше типике. Так, в особо большие праздники катавасией служит начальный ирмос, который в таком случае повторяется. В меньшие праздники - это ирмос близкого ему праздника, часто следующий за ним по времени в круге церковного года; например, с Введения начиная, катавасией является ирмос следующего праздника,, Рождества - "Христос рождается.."; с Вознесения - ирмос Пятидесятницы - "Божественный покровен..."; с 1-го августа - ирмос воздвиженского канона "Крест начертав". В будние дни это обычно ирмос последнего канона; то сеть в обычный день, когда поется один канон Октоиха с двумя канонами Минеи, катавасией служит ирмос второго канона Минеи. Катавасия, кроме того, бывает рядовая, то есть после каждой песни; или же в будние дни только после 3-ей, 6-ой, 8-ой и 9-ой. Древние студийские уставы не всегда называли катавасию именно этим именем, а просто "ирмосом"; иногда даже "ипакои". Евергетидские типики уже говорят "катавасия". Как любопытная подробность греческой богослужебной практики в наше время является пением катавасии не после каждой песни канона, а сразу всех песней 1-8 после 8-ой песни. В обычные воскресные дни, не попадающие в периоды пред- и попразднества, а также и не осложняемые празднованиями каких-либо особо святых, устав положил петь рядовую катавасию в виде ирмосов богородичного канона "Отверзу уста моя...".
Как уже было указано выше, сочетание ирмоса и тропарей канона с стихами библейских песен стало постепенно вытеснять в богослужебном обиходе и, вместо этих стихов, к строфам канона стали присоединяться просто соответствующие запевы в честь Господа, Богородицы, ангелов, Предтечи или других святых, или же просто покаянногосодержания "помилуй мя, Боже, помилуй мя".
Спонсоры: