Вечерняя песнь. Сайт о древне-церковной певческой культуре.
http://canto.ru/txt.php?id=medieval.17cent_08&menu=public
Режим plain text. Для перехода в обычный режим нажмите здесь.


[ Заглавная | Публикации | Нотация | Звукозаписи | Справочник   ||   Карта сайта ]

- Публикации - Вл.Протопопов

8. "Ключ разумения" Тихона Макариевского.

"Ключ разумения" - так обычно называют теоретический труд Тихона Макариевского, хотя сам автор скрыл это название в протяженной фразе, начинающейся по традиции словом "Сказание":

"Сказание о нотном гласобежании и о литерных знаменных пометах и о знамени нотном, яже в сем ключе разумения написано по линиям и испациам простого клявиса[1].

Из названия легко заключить, что изложение ведется в двух нотных системах - знаменной и нотолинейной и может рассматриваться как связующее звено между "Извещением" Мезенца и "Грамматикой" Дилецкого. Точная дата составления "Ключа разумения" неизвестна, но по ряду признаков это - 70-е годы XVII столетия. Эти годы принесли "Мусикию" Коренева, "Грамматику" Дилецкого и "Ключ" Тихона Макариевского - блистательное созвездие музыкально-теоретических работ, отражающих небывалый прежде подъем русской музыкальной культуры, в том числе и теории музыки. Процветал партесный стиль музыкальных композиций широкого масштаба (циклические и одночастные концертные формы), создавались обработки знаменного и других распевов, развивался жанр камерных вокальных сочинений (трехголосные канты). Теория должна была следить за музыкальным творчеством, тем более что и Дилецкий, и Тихон Макариевский были композиторами[2].

Тихон Макариевский разрабатывал систему соответствия знаменных и нотолинейных обозначений, позволяющую переводить один род записи в другой. Изложение наглядно иллюстрировалось таблицами, как это было еще у Христофора в "Ключе знаменном" и позднее в других трудах[3]. Основой служил сольмиза-ционный звукоряд, позволяющий переосмыслить его тоны при равенстве интервалов. Самым ценным качеством "Ключа" является перевод крюковых знаков в нотолинейные, начиная с единостепенных (с одного звука) и кончая фитами. Иначе говоря, "Ключ" имел учебное предназначение, что указывается и в рукописях[4].

Тщательный анализ и оценку двознаменников и особенно "Ключа разумения" дал М. В. Бражников в "Древнерусской теории музыки": "...Только благодаря приему двознаменного изложения древнерусских культовых напевов оказалось возможным прочесть безлинейную знаменную нотацию"[5]. И далее: "...Знаменно-нотолинейные двознаменники (как относящиеся к концу XVII в., так и "Ключ" Тихона Макариевского) дают возможность представить в настоящее время понимание музыкального значения знамен таким, каким оно было в XVII веке[6]. Этим, в сущности, снимается все то отрицательное, чем наделил Бражников ното-линейную систему, указывая на ее неспособность передать звучание мелодий знаменного и других распевов[7].

Монах (старец) Тихон Макариевский (год рождения неизвестен, умер в 1707) - разносторонний деятель русской культуры, известен как музыкант, поэт, историк (автор Латухинской "Степенной книги"[8]), большой знаток знаменной и пятилинейной нотации и, следовательно, знаменного распева, поскольку запись неотрывна от того, что записывается. Подробные ссылки на гласы в его "Ключе разумения" свидетельствуют о глубоком знании осмогласия, которое он мог изучить, будучи певцом какого-то хора, может быть, монастырского. Приняв монашество, он в дальнейшем занимал начальствующую должность келаря (заведующего кельями, вообще хозяйственной частью) в Савво-Сторожевском монастыре, том самом, где в прошлом подвизался Александр Мезенец[9]. По документам видно, что Тихона многократно вызывали из монастыря в Москву; представляется, что писать свой "Ключ" в таких условиях в 80-х годах ему было трудно. Поэтому мы датируем "Ключ" 70-ми годами. В 90-х годах Тихона перевели в Москву, он занял должность казначея при патриархе Адриане. Как указывает Г. А. Никишов на основании документов, к Тихону с доверием относился царь Петр[10].

"Ключ разумения" - важнейший труд теоретико-практического характера, отразивший состояние знаний в данной области, поэтому вряд ли справедливо называть его "компилятивным" (Никишов). Некоторое участие в составлении "Ключа" принимал Н. П. Дилецкий, как он сам отметил в своей "Грамматике":

"Рекох и глаголах уже о тонах, что есть сей и что сила его. Силу же существенную (якоже рекох в тихоновской мусикии) извествую в сих быти - в веселом пении ут ми сол, в печальном же ре фа ля"[11]. ("Говорил и рассказывал уже, что такое тон и в чем сила его. Силу же существенную (как я сказал в тихоновской мусикии) вижу в том, о чем говорил - в веселом тоне ут ми соль, в печальном же - ре фа ля".)

Это замечание весьма туманно, потому что в "Ключе разумения" нет речи о веселом и печальном ладах - главное место занимает "триестествогласие" ут ре ми, которое подобно указанию на мажорный лад, но не больше. Тем не менее вряд ли подлежит сомнению факт содружества Тихона с Дилецким и, конечно, с Кореневым. Так в общении музыкантов создавались их труды, подвергаясь обсуждению, поправкам и дополнению.

Отметим здесь распространенность и разнообразие вариантов "Ключа", а также его влияние на анонимные пособия других авторов - об этом говорят современные описания рукописей[12].

"Ключ" завершается виршами, имеющими акростих "Трудился о сем..." - они же помещены и в заключении тех списков "Грамматики", о которых говорилось выше (см. Любопытно, что эти вирши были переложены, следовательно, распевались любителями (перевод на нотолинейную систему систему выполнен Б. Г. Смоляковым).

(пример №3)

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] ГБЛ, Музейное собр., № 3893, л. 2; ф. 379 Д. В. Разумовского, № 3, л. 47- 112; Гос. архив Костромской области, ф. 670, on. I, № 44.

[2] Нам известна "Херувимская" болгарского распева с названием "Тихонская".

[3] Нам кажется не случайным совпадение в названии "Ключ" у Христофора и Макариевского: оба руководства посвящены переводу одной нотации на другую: у Христофора - путевой на знаменную, у Тихона - знаменной на нотолинейную.

[4] Гос. архив Костромской обл., указ. рукопись, л. 2 об.- 3: "Азбука учебная".

[5] Бражников М. Указ. соч. С. 390.

[6] Там же. С. 398.

[7] Там же. С. 385.

[8] Васенко П. Заметки о Латухинской "Степенной книге".- Сб. Отд. русск. яз. и словесности Академии наук. Спб., 1902. Т. 72 № 2.

[9] ЦГАДА, ф. 1199, ед. хр. 45, запись 14 февр. 7188 (1680) г. по л. 2-25: "К сим описным книгам Савина монастыря келарь монах Тихон Макариевский руку приложил". В Савво-Сторожевском монастыре был хороший хор, по списку братии было 46 клирошан, были и знатоки партесного стиля (ЦГАДА, ф. 1199, ед хр. 53, л. 221-294, ед. хр. 48, л. 125).

[10] Никишов Г. Тихон Макарьевский // Музыкальная энциклопедия. М., 1981. Т. 5. Стл. 537.

[11] "Идеа...". С. 223, 424; слова "тихоновской мусикии" в оригинале вписаны киноварью, то есть выделялись.

[12] ГБЛ, ф. 210, собр. В. Ф. Одоевского, № 2: "Азбука певчая, составленная с использованием "Ключа" Тихона Макариевского".- Рукописные собрания Д. В. Разумовского и В. Ф. Одоевского и архив Д. В. Разумовского. С. 138.


Вл. Протопопов.
Русская мысль о музыке в XVII веке.
Москва, "Музыка", 1989.

  • Назад.
  • Перейти к оглавлению
  • Дальше.

    Спонсоры:




    Свои отзывы, замечания и пожелания можете направить авторам сайта. © 1999-2007, www.canto.ru.

    Яндекс.Метрика