- Публикации - Православная энциклопедия, Церковное пение
Литература
А. Каталоги рукописей и справочные издания:
Собрания Д. В. Разумовского и В. Ф. Одоевского. Архив Д. В. Разумовского: Описания. М., I960; Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР, XI-XIII вв. М., 1984; Ранняя русская лирика: Реперт. справ, муз.-поэт, текстов XV-XVII вв. Л., 1988; Книжные центры Древней Руси: Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности. Л., 1991. С. 246-284; Левашев Е. М. Традиционные жанры певческого искусства в творчестве русских композиторов от Глинки до Рахманинова, 1825-1917: Ист. очерк, нотогр., библиогр. М., 1994; Рамазанова Н. В. Рукописные книги собрания Придворной певческой капеллы: Каталог. СПб., 1994;Ясиновський Ю. Украиньска та билоруськи нотолиниийни Ирмолой 16-18 стоить: Каталог i кодикол.-палеогр. дослидж. Львiв, 1996.
Б. Факсимильные издания:
Fragmenta Chiliandarica palaeoslavica. A. Stichcrarium. В. Hirmologium / Ed. R. Jakobson // MMB. Ser. princip. (Facs.). Copenh., 1957. Vol. 5; Contacarium palaeoslavicum mosquense / Ed. A. Bugge// MMB. Ser. princip. (Facs.). Copenh., 1960. Vol. 6; Федор Крестьянин. Стихиры / Публ., расшифр., исслед. и коммент. М. В. Бражникова // ПРМИ. М., 1974. Вып. 3; Dostal A., Rothe H. Der altrussische Kondakar: Auf der Grundlage des Blagovescenskij Nizegorodskij Kondakar // Bausteine z. Gcschichte d. Literatur bei den Slaven. Giessen, 1976. Bd. 8. TI. 2; Христофор. Ключ знаменной / Публ., пер. М. Бражникова; исслед. Г. Никишова// ПРМИ. М., 1983. Вып. 9; The Lavrsky Troitsky Kondakar/ Сотр. by G. Meyers// Monumenta Slavico-Byzantina et Mediaevalia Europensia. Sofia, 1994. Vol. 4 / Ivan Dujcev Centre for Slavo-Byzantine Studies; Gottesdienstmenaum fur den Monat Dezember: Nach den slav. Handschr. der Rus' des 12. und 13. Jh. Facs. d. Handschr. CGADA f. 381. Nr. 96 u. 97 / Hrsg. von H. Rothe u. Е. М. Verescagin. Koln; Weimar; W., 1993 [наборное изд.: Gottesdienstmenaum fur den Monat Dezember: Nach den slav. Handschr. der Rus' des 12. und 13. Jh. Tl. 1: 1. bis 8. Dezember / Besorgt und komment. von D. Christians, A. G. Kraveckij, L. P. Medvedeva, H. Rothe, N. Trunte und Е. М. Verescagin // Abhandl. der Nordrhein-West-fallischen Akad. der Wiss.; Bd. 98]; Patristica Slavica / Hrsg. von H. Rothe. Bd. 2. Opladen, 1996; то же, Tl. 2: 9. bis 19. Dezember // Abhandl.; Bd. 99; Patristica Slavica. Opladen, 1997. Bd. 3.
В. Публикации певческих книг, транскрипций и азбук:
Ирмологий нотного пения. М., 1772; Обиход церковного нотного пения. М., 1772; Октоих нотного пения. М., 1772; Праздники нотного пения. М., 1772; Триодь нотного пения, постная и цветная. М., 1772; Обиход нотного церковного пения при Высочайшем дворе употребляемый / [Ред. Н. Бахметев]: Ч. 1. Всенощное бдение. Ч. 2. Литургия, молебные пения, праздники, службы в неделю Ваий, в первую неделю Четыредесятницы, на Страстную седмицу. СПб., 1869; Собрание церковных песнопений напева московского большого Успенского собора. М., 1882; Круг церковного древнего знаменного пения: В 6 ч. СПб., 1884-1886; Ирмологий нотного пения Свято-Троицкия Сергиевы лавры / Сост. архим. Аарон. Серг. П., 1886; Вознесенский И., прот. Образцы осмогласных распевов: киевского, болгарского, греческого. Рига, 1893; Обиход одноголосный церковно-богослужебного пения по напеву Валаамского монастыря / Сост. игум. Гавриил. СПб., 1902. Ч. 1 -3; Октай и азбука церковного знаменного нения. К., 1908; Обедница знаменного и демественного роспева с архиерейским служением. К., 1909; Обиход церковного знаменного пения. К., 1909; Нотный обиход Киево-Печерския Успенския лавры. К., 1910. Ч. 1-4; Калашников А. Азбука демественного пения. К., 1911; Октай церковного знаменного пения. К., 1911; Обиход нотного пения по древнему распеву Соловецкого монастыря, содержащий церковные песнопения полного круга служб всего лета. М., 1912. Ч. 1-3; Koschmieder E. Die altesten Novgoroder Hirmologien-Fragmente. Munch., 1952, 1955, 1958 / Abhandl. d. Bayer. Akad. d. Wiss. Phil. Hist. Klasse, N. F. Heft 35, 37, 45; Gardner J. von, Koschmieder E. Fin hand-schriftlicher Lehrbuch der altrussischen Neumenschrift. Tie 1-3. Munch., 1963, 1966,1972/ Bayer. Akad. d. Wiss.; Бражников М. Новые памятники знаменного распева. Л., 1967; он же. Памятники знаменного распева. Л., 1974. Вып. 2; Успенский Я. Образцы древнерусского певческого искусства. Л., 1968,1971; Дилецький М. Граматика музикальна / Упор. О. Цалай-Якименко. К., 1970; Дилецкий Н. Идеа грамматики мусикийской / Публ., пер., исслед. и коммент. Вл. Протопопова // ПРМИ. М, 1979. Вып. 7; Дилецъкий М. Хоровi твори / Упор., ред., вступ. ст. та коммент. Н. О. Герасимовой-Персидской К., 1981; Болгарский распев / Съст., транскр. и ред. Е. Тончева. София, 1971; Музыка на Полтавскую победу / Сост., публ., исслед. и коммент. Вл. Протопопова // ПРМИ. М., 1973. Вып. 2; Матерiали з icтopii украiнськоi музики: Партесний концерт / Упор, i авт. вступ. ст. Н. О. Герасимова-Персидська. К., 1976; Русский хоровой концерт конца XVII - первой половины XVIII веков / Сост. и исслед. Н. Д. Успенского. Л., 1976; Владышевская Т. Традиции древнерусского пения у старообрядцев // Musica Antiqua. Bydgoszcz, 1986. Vol. 4: Folia musica. № 1; Певческие азбуки Древней Руси / Публ., пер., предисл. и коммент. Д. Шабалина. Кемерово, 1991; Пожидаева Г. А. Избранныя стихиры из службы преподобному Сергию Радонежскому: Пер. крюкового письма. М., 1992; Александр Мезенец и прочие. Извещение... желающим учиться пению (1670 г.) / Введ., публ. и пер. памятника, ист. исслед.- Н. П. Парфентьев; коммент. и исслед. памятника, расшифр. знам. нотац.- 3. М. Гусейнова. Челябинск, 1996; Демественный распев XVI-XVIII вв. / Пер. крюкового письма Г. Пожидаевой. М., 1999. (Традиции рус. церк. пения; Вып. 1).
Г. Исследования:
Сахаров Н. П. Исследования о русском церковном песнопении // ЖМНП. 1849. Т. 61; Разумовский Д. В., свящ. Церковное пение в России. Вып. 1-3. М., 1867-1869; он же. Государевы певчие дьяки XVII в. М., 1881; Арнольд Ю. К. Гармонизация древнерусского церковного пения по эллинской и византийской теории и акустическому анализу. М., 1886; Целевич Ю. Iсторiя Скиту Манявського. Львiв, 1887; Вознесенский И. И., прот. Осмогласные распевы трех последних веков Православной Русской Церкви. К., 1888-1893. Вып. 1: Киевский распев и древние стихирные напевы на "Господи, воззвах" (техническое построение). 1888; вып. 2: Болгарский распев или напевы на "Бог Господь" Юго-Западной Православной Русской Церкви. 1891; вып. 3: Греческий распев в России: Ист.-техн. излож. 1893; он же. Церковное пение православной Юго-Западной Руси по нотно-линейным Ирмологам XVII-XVIII веков. М.; Лиц., 1898-1899. Вып. 1-4; Смоленский С. В. Азбука знаменного нения старца Александра Мезенца. Каз., 1888; он же. О древнерусских певческих нотациях. СПб., 1901; Бажанский П., свящ. История русского церковного пения. Львов, 1890; Богданов В. О. Сборник церковных напевов, издревле употребляемых в Подольской, а частию Волынских епархиях. Вильна, 1894; Металлов В. М. Азбука крюкового пения. М., 1899; он же. Осмогласие знаменного распева. М., 1899; он же. Очерк истории православного церковного пения в России. М., 1900. Серг. П., 1995; он же. Русская симиография. М., 1912; Аллеманов Д. Церковные лады и гармонизация их по теории древних дидаскалов восточного осмогласия. М., 1900; Бокшай И. В. Церковное простопение, сложенное на нотах. Ужгород, 1906; Преображенский А. Культовая музыка в России. Л., 1924; он же. Греко-русские певчие параллели XII-XIII веков // De Musica. Л., 1926. Вып. 2; Грiнченко М. Iсторiя укранськоi музики. К., 1922; Маценко П. Склад та техшiчна будова мелодii киiвського розспiву в Почаiвському Iрмолоевi, вид. 1775 року: Дис. Вiдень, 1930-1932. Переизд. всб.:3бiрник на пошану 9О-лiття народин. Торонто, 1992; он же. Нариси до icтopii украiнськоi церковноi музики. Роблин; Вiннiпег, 1968; он же. Конспект icтopii украiнськоi церковноi музики. Вiннiпег, 1973; Бражников М. В. Многоголосие знаменных партитур: Канд. дис. Л., 1946; он же. Древнерусская теория музыки. Л., 1972; он же. Статьи о древнерусской музыке. Л., 1975; он же. Многоголосие знаменных партитур // Проблемы истории и теории древнерусской музыки. Л., 1979. С. 7-61; он же. Лица и фиты знаменного распева. Л., 1984; Palikarova-Verdeil R. La musique byzantine chez les Bulgares et les Russes (du IX au XIV siecle) // MMB. Subsidia. Copenh., 1953. Vol. 3; Вщгуки минулого: О. Кошиць в листах до П. Маценка. Вiннiпег, 1954; Velimirovic M. Byzantine Elements in Early Slavic Chant: The Hirmologion// MMB. Subsidia. Copenh., 1960. Vol. 4; idem. The melodies of the Ninth-Century Kanon for St. Demetrius // Russian and Soviet music: Essays for B. Schwarz. Ann Arbor (Mich.), 1984. P. 9-34; Беляев В. Древнерусская музыкальная письменность. М., 1962; Floras С. Die Entzifferung der KondakarienNotation // Musik des Ostens. 1965-1967. № 3. S. 7-71; 4. S. 12-44; Idem. Universale Neumenkunde. Kassel, 1970. Bde 1-3; Успенский Н.Д. Древнерусское певческое искусство. М., 1965; Levy К. Die slavische Kondakarien-Notation // Anfange d. slavischen Musik. Brat., 1966. S. 77-92; Gardner], van. Das Problem des altrussischcn demestischen Kirchengesanges und seiner linienlosen Notation// Slavist. Beitr. Munch., 1967. Bd. 25; Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Т. 1-2. Jord. (N. Y.), 1978, 1982. Серг. П., 1999; Скребков С. Русская хоровая музыка XVII - начала XVIII века. М., 1969; Icaeвич. Я. Братства i укранська музична культура XVI-XVIII ст. // Укранське музикознавство. К., 1971. Вип. 6; он же. Джерела з icтopii укранскоi культури доби феодалiзму. К., 1972; он же. Братства та ix роль в розвитку украшскоi культури XVI-XVIII ст. К., 1996; Шевчук О. Ю. Музично-теоретична думка на Укранi та працi М. Дилецького // Укранське музикознавство. К., 1971. Вип. 6: Укранська музична культура XVI-XVIII ст.: Мат-ли симпозiуму; она же. Киiвський наспiв у контекстi богатонаспiвностi (за матерiалами пiвчих книг XVI-XVIII ст.) // Збiрник наукових та науково-методичних праць кафедри фольклору та етнографii. К., 1995; она же. Киiвський наспiв у контекстi церковно-монодичного спiву Украни та Билорусii XVII- XVIII ст.: (Джерела, жанри, риси стiлicтики): Канд. дис. К., 1999; Копотоп А. В. Супрасльский ирмологион // Сов. музыка. 1972. № 2; он же. Супрасльский Ирмологион 1598-1601 гг. и теория транспозиции знаменного распева (на материале певческих нотолипейных рукописей XVII в.): Канд. дис. М., 1974; Конотоп А. В. Русское строчное многоголосие: Текстология. Стиль. Культурный контекст: Докт. дис. М 1996; Протопопов В. В. Творения Василия Титова - выдающегося русского композитора второй половины XVII - начала XVIII века // Musica Antiqua Europae Orientalis. III. Bydgoszcz, 1972. P. 847-871; он же. Русская мысль о музыке в XVII веке. М., 1989; Дещиця М. Невiдомiй рукопис партесних творiв I половини XVII ст. // Apxiвi Украiни. 1973. № 3; Цалай-Якименко О. Киiвська нотацiя як релятивна система // Украiнське музикознавство. К., 1974. Вип. 9; она же. Киiвська школа музики в ii мжслов'янських та загальноевропейських зв'язках XVII ст. // Роль Киево-Могилянськоi академii в культурному еднанii слов'янських народ}в. К., 1988; она же. Перекладна пiвча лiтература XVI-XVII стслiть в Украiншi та ii музично-вiршова форма // ЗНТШ. Т. 226 / Пращ Музикозн. комю. Львiв, 1993; ЦалайЯкименко О., Ясиновсъкий Ю. Музичне мистецтво Давнього Острога // Острозька давoнина. Львiв, 1995. Т. 1; Ясиновський Ю. П. Перш! схiднослов'янськi нотнi видання // Украiнське муpзикознавство. К., 1974. Вип. 9; Ясiноускi Ю. Беларускiя Iрмалои - помнiки музычнага мастацтва XVI-XVII стагоддзяу // Мастацтва Беларуси 1984. № 11; Владышевская Т. Ф. Типографский устав как источник для изучения древнейших форм русского певческого искусства // Musica Antiqua Europae Orientalis. IV Bydgoszcz, 1975. P. 607-620; она же. Ранние формы древнерусского певческого искусства: Докт. дис. М., 1976; Никишов Г. А. Двознаменники как особый вид певческих рукописей последней четверти XVII - начала XVIII вв.: Канд. дис. М., 1977; Кручинина А. Н. Поневка в русской музыкальной теории XVII века: Канд. дис. Л., . 1978; Фролов С. В. К проблеме звуковысотности беспометной знаменной нотации // Проблемы истории и теории древнерусской музыки. Л., 1979. С. 124-147; он же. Эволюция древнерусского певческого искусства и его наивысший расцвет в XVI веке: Канд. дис. Л., 1979; он же. Многороспевность как типологическое свойство древнерусского певческого искусства // Проблемы русской музыкальной текстологии (по памятникам рус. хоровой литературы XII-XVIII вв.). Л., 1983. С. 12-47; Кораблева К. Ю. Покаянные стихи как жанр древнерусского певческого искусства: Канд. дис. М., 1979; Рыцарева М. Композитор Д. Бортняпский. Жизнь и творчество. Л., 1979; Константинова Н. Болгарский распев в юго-западных русских нотолипейных Ирмологионах // Славянская палеография и дипломатика. София, 1980. С. 273-281; Морохова Л. Ф. Подобники как форма музыкально-теоретического руководства в древнерусском певческом искусстве // Источниковедение литературы Древней Руси. Л,, 1980. С. 181-190; Кравченко С. П. Фиты знаменного роспева на материале певческой книги "Праздники": Канд. дис. М., 1981; Тончева Е. За Болгарский Роспев: Манастирьт Голям Скит - школа на "Болгарский Роспев": Скитски "болгарски" ирмолози от XVII-XVIII в.: В 2 ч. София, 1981. Ч. 1: За Болгарский Роспев. Ч. 2: Из Болгарский Роспев; Беэуглова И. Ф. Каноническое и индивидуальное в творчестве роспевщиков XVII века (Опекаловский роспев): Канд. дис. Л., 1982; Богомолова М. В. Путевой роспев и его место в древнерусском певческом искусстве: Канд. дис. М., 1982; она же. Азбуки путевой нотации // Musica Antiqua. VIII. Bydgoszcz, 1988. Vol. 1. P. 111-133; она же. Неизвестная крюковая нотация второй половины XVII века // Герменевтика древнерус. лит-ры. М., 1989. Сб. 2: XVI - нач. XVIII в. С. 423-446; она же. Моделирование древнерусских песнопений путевого роспева но принципу подобия (на примере стихир рукописи инока Христофора 1602 г.) // Древнерусская певческая культура и книжность. Л., 1990. С. 47-61. (Пробл. музыкознания; Вып. 4); она же. Рукописные источники безлинейного многоголосия в фондах ГИМ и ГБЛ // Музыкальная культура Средневековья. М., 1991. Вып. 2. С. 93-95; она же. О репертуаре греческого роспева записи "греческой" нотацией // Герменевтика древнерус. лит-ры. М., 1992. Сб. 4: XVII -начало XVIII вв. С. 256-285; Болгарский роспев: Бълг.-рус. муз. връзки пред XIV-XVIII вв.: Симпозиум. София, 1982; Лозовая И. Е. О принципах формообразования в средневековой европейской монодии: византийская, григорианская и древнерусская певческие культуры // Из истории форм и жанров вокальной музыки / Моск. гос. консерватория. М., 1982. С. 3-21; она же. Знаменный распев и русская народная песня // Русская хоровая музыка XVI-XVIII веков / Муз.-пед. ин-т им. Гнесиных. Сб. тр. М., 1986. Вып. 83. С. 26-45; она же. Самобытные черты знаменного распева: Канд. дис. К., 1987; она же. Древнерусский йотированный Параклитик конца XII - начала XIII в. // Герменевтика древнерус, лит-ры. М., 1993. Сб. 6, ч. 2. С. 407-432; она же. Церковно-певческое искусство // Художественно-эстетическая культура Древней Руси XI-XVII века. М 1996. Кн. 1: XI-XVI вв. Гл. 10. С. 267-299; она же. Традиционное направление церковно-певческого искусства // Там же. Кн. 2: XVII в. Ч. 2. Гл. 7. С. 490-504; Пожидаева Г. А. Демественное пение в рукописной традиции конца XV-XIX века: Канд. дис. М., 1982; она же. Виды демественного многоголосия // Русская хоровая музыка XVI-XVIII веков / Муз.-пед. ин-т им. Гнесиных. Сб. тр. М., 1986. Вып. 83. С. 58-81; она же. Демественное пение // Герменевтика древнерус, литературы. М., 1993. Сб. 6, ч. 2. С. 433-474; она же. Древнерусские распевы XV- XVII вв. // Герменевтика древнерус. лит-ры. Сб. 8. М" 1995. С. 260-275; Антонович М. Дещо про укранську церковну монодiю та про назви знаменний i киiвський розспiв // Simbolae in honorem Volodymyri Janiw. Munch., 1983. (Univ. Libera Ucrainensis. St.; T. 10); он же. Musica Sacra: 36. ст. з iCTOpi'i украшсько! церковно! музики / Ред. i упоряд. Ю. Ясиновський. Львiв, 1997; Antonowych M. Ukrainische geistliche Musik. Munch., 1990; Белоненко А. С. Из истории русской музыкальной текстологии // Проблемы русской музыкальной текстологии (по памятникам рус. хоровой литературы XII-XVIII вв.). Л., 1983. С. 173-194; Герасимова-Персидская Н. А. Партесное многоголосие и формирование стилевых направлений в музыке XVIII века // ТОДРЛ. Т. 32. Л., 1978; она же. Средневековые стихи в партесной интерпретации // ПКНО. 1978. Л., 1979; она же. Хоровий концерт на Украпп в XVII-XVIII ст. К., 1978; она же. Партесный концерт в истории музыкальной культуры. М., 1983; она же. Украинские партесные мотеты начала XVIII ст. из югославских собраний. К., 1991; Келдыш Г. В. Древняя Русь: XI-XVII века // История русской музыки: В 10 т. М., 1983. Т. 1; Холопова В. Н. Русская музыкальная ритмика. Гл. первая: Ритмика знаменного распева. М., 1983. С. 18-88; Schidlovsky N. The notated Lenten prosomoia in the Byzantine and Slavic traditions. Princeton Univ., 1983; Копылова В. "Псалтырь рифмотворная" Симеона Полоцкого - Василия Титова в свете барочных тенденций в русской культуре последней четверти XVII века // Musica Antiqua Europae Orientalis: Dis. ad musicae historiam et theoriam spectantes. Bydgoszcz, 1985. Vol. 3, № 3; Серегина Н. С. Стихиры Сергию Радонежскому как памятник отечественного песнотворчества // ТОДРЛ. Л., 1985. Т. 38. С. 338-355; она же. Из истории русской гимнографии домонгольского периода (по материалам певческой книги Стихирарь минейный) // Музыкальная культура Средневековья: Теория. Практика. Традиция. Л., 1988. С. 62-77. (Пробл. музыкознания; Вып. 1); она же. Песнопения русским святым: По материалам рукописной певческой книги XI-XIX вв. "Стихирарь месячный". СПб., 1994; ШабалинД. С. Проблемы дешифровки беспометного знаменного роспева XV - середины XVII веков: Канд. дис. М., 1986; Гусейнова 3. М. Комбинаторный анализ знаменной нотации XI- XIV веков // Проблемы дешифровки древнерусских нотаций. Л., 1987. С. 27-49; она же. Принципы знаменного роспева: По материалам муз.-теорет. руководств XV - нач. XVII в. // Musica Antiqua. VIII. Bydgoszcz, 1988. Vol. 1. P. 427-439; она же. "Извещение" Александра Мезенца и теория музыки XVII века. СПб., 1995; она же. Жанр блаженн в церковно-певческом искусстве // Рукописные памятники: Публикации и исследования. СПб., 1997. Вып. 4. С. 193-214; она же. Азбуки "казанского знамени" // Рукописные памятники. СПб., 1999. Вып. 5: Из истории музыкальной культуры. С. 11-30; она же. Русские музыкальные азбуки 15-16 веков. СПб., 1999; Зверева С. К проблеме расшифровки знаменной нотации конца XVII-XVIII вв. // Проблемы дешифровки древнерусских нотаций. Л., 1987. С. 73-89; она же. Русские хоры и мастера нения конца XV - середины XVII века: (К проблеме организации певческого дела в средневековой России): Канд. дис. М., 1988; она же. Александр Кастальский: Идеи. Творчество. Судьба. М., 1999; Холопов Ю. Н. "Странные бемоли" в связи с модальными функциями в русской монодии // Проблемы дешифровки древнерусских нотаций. Л., 1987. С. 106-129; Myers Gr. The Blagoveshchensky Kondakar: A Russian mus. manuscr. of the 12th cent. // Cyrillomethodianum. [Vol.] 9. Thessal., 1987. P. 103-127; ГрузинцеваН. В. Об одной особенности взаимодействия мелизматики и литературного текста в песнопениях знаменного распева // Музыкальная культура Средневековья: Теория. Практика. Традиция. Л., 1988. С. 78-87. (Пробл. музыкознания; Вып. 1); она же. Стихиры-самогласны триодного Стихираря в древнерусской рукописной традиции XII-XVII веков: Канд. дис. Л., 1990; Карастоянов Б. О таблицах мелодических формул знаменного роспева // Musica Antiqua. VIII. Bydgoszcz, 1988. Vol. 1. P. 489-516; Ulff-Moller N. Transcription of the stichera idiomela for the month of April from Russian manuscripts from the 12th century. Munch., 1989 // Slavist. Beitr. Bd. 236; Источниковедческое изучение памятников письменной культуры. Л., 1990; Музыкальная культура Средневековья. М., 1990. Вып. 1: Проблемы древнерусской и армянской музыкальной письменности и культуры; Заболотна Н. В. 3 icтopii киево-печерського наспiву // 3 icтopii украшськоi музичноi культури. К., 1991; Заболотная Н. В. Барочные формы музыкальной культуры // Художественно-эстетическая культура Древней Руси XI-XVII вв. М., 1996. Кн. 2: XVII в. Ч. 2. Гл. 8. С. 505-517; Заболотная Н. В., Артамонова Ю. В. Историко-типологический подход к организации каталога древнерусских певческих книг // Келдышевский сборник: Муз.-ист. чтения памяти Ю.В. Келдыша. 1997. М., 1999. С. 57-61; Парфентьев Н. П. Древнерусское певческое искусство в духовной культуре Российского государства XVI-XVII веков: Школы. Центры. Мастера. Свердловск, 1991; он же. Профессиональные музыканты Российского государства XVI-XVII веков: Государевы певчие дьяки и патриаршие певчие дьяки и подьяки. Челябинск, 1991; он же. Традиции и памятники древнерусской музыкально-письменной культуры на Урале (XVI-XX вв.). Челябинск, 1994; Парфентьев Н. П., Парфентьева Н. В. Усольская (строгановская) школа в русской музыке XVI-XVII веков. Челябинск, 1993; Шиндин Б., Ефимова И. Демественный роспев: Монодия и многоголосие. Новосиб., 1991; Источниковедческое изучение памятников письменной культуры: Поэтика древнерус. певч. искусства. СПб., 1992; Крашенинникова О. А. Древнерусские Октоихи XIV века // Герменевтика древнерус. лит-ры. М., 1992. Сб. 5. С. 301-315; Alt-russische Musik: Einf. in ihre Geschichte und Probleme / Hrsg. von N. Gerasimova-Persidskaia. Graz, 1993 // Grazer Musikwissen-schaftl. Arbeiten; Bd. 10 / Hrsg. von R. Flotzinger; Василъченко-Михно Г. Греческий распев в украинской певческой практике конца XVI - первой половины XVII ст.: О преемственности с греко-визант. гимногр. традицией: Канд. дис. К., 1993; Лебедева-Емелина А. В. Русская хоровая культура второй половины XVIII века: Канд. дис. М., 1993; Безуглова И. Ф. Собрание нотированных книг библиотеки Соловецкого монастыря // Музыкальная культура православного мира: Традиции. Теория. Практика: Мат-лы междунар. науч. конф. 1991-1994 гг. М., 1994. С. 262-271; Компатець Т. I. Псалтир у традицii партесного спiву в Украiнi (за матерiалами партесного зiбрання бiблютек Софиiського собору та Киево-Печерськоi лаври): Канд. дис. К., 1994; Медведик Ю. "Богогласник" у контекстi украшськоi духовноi пiсенноi традицii XVII-XVIII ст.: Канд. дис. К., 1994; он же. Украшська духовна тснетворч!сть XVII-XVIII ст. // Укранське музикознавство. К., 1998. Вип. 28; Гуляницкая Я. С. Русское "гармоническое пение" (XIX век). М., 1995; Кудрик Б. Огляд icтopii укранськоi церковноi музики. Львiв, 1995; Денисов Н. Г. Устные традиции пения у старообрядцев: пение по "напевке", вопросы интерпретации: Канд. дис. М., 1996; Корнт Л. iсторiя украшсько! музики: У 3 ч. К.; X.; Н.-Й., 1996. Ч. 1: Вщ найдавшши чаив до середини XVIII ст.; Корнт Л. П., Дубровша Л. А. Болгарський напiв з рукописних нотолiнiiних iрмолоiв Украiни кiнця XVI-XVII ст. К., 1998; Плотникова Н. Ю. Многоголосные формы обработки древних роспевов в русской духовной музыке XIX - начала XX веков: Канд. дис. М., 1996; Школьник М. Г. Проблемы реконструкции знаменного роспева XII-XVII веков (на материале византийского и древнерусского Ирмология): Канд. дис. М., 1996; Парфентьева Н. В. Творчество мастеров древнерусского певческого искусства XVI-XVII вв. Челябинск, 1997; Синодальный хор и училище церковного пения: Воспоминания. Дневники. Письма / Сост., вступ. ст. и коммент.: С. Г. Зверева, А. А. Наумов, М. П. Рахманова. М., 1998. (Рус. духовная музыка в док-тах и мат-лах; Т. 1).
Спонсоры: