Вечерняя песнь. Сайт о древне-церковной певческой культуре.
http://canto.ru/txt.php?id=osmoglas&menu=refer
Режим plain text. Для перехода в обычный режим нажмите здесь.


[ Заглавная | Публикации | Нотация | Звукозаписи | Справочник   ||   Карта сайта ]

- Справочник - Осмогласие

Осмогласие (калька греч. - октоих, буквально - восьмигласие) - ладово-мелодическая, или модальная, система византийской гимнографии и древнерусского певческого искусства. Типологически родственна григорианским церковным ладам, ладовой системе армянской монодии и другим звуковым системам средневековой христианской культовой музыки. Представляет собой единство определенным образом соотнесённых друг с другом песнопений (текстов и напевов) восьми гласов. Песнопения одного гласа пелись в течение недели, после чего их сменяли песнопения следующего по порядковому номеру гласа. Восьминедельный цикл песнопений с 1-го по 8-й глас образовывал т.н. столп; песнопения праздников по гласу могли не совпадать с недельными. В русском певческом искусстве системе осмогласия подчинены знаменный распев, путевой распев, греческий распев, болгарский распев, киевский распев и некоторые местные распевы. Внутри музыкальная организация гласов и системы осмогласия могла осуществляться на основе двух принципов - ладово-звукорядного (соотношение реперкуссы, или господствующего тона и финалиса. или конечного тона) и ладово-мелодического (сумма мелодических формул). Имеющиеся расшифровки певческих памятников сравнительно позднего происхождения (например, русских пометных рукописей; см. Пометы) дают представление о втором, попевочном, принципе организации осмогласия. В соответствии с ним песнопения формируются из типичных для каждого гласа попевок, лиц, фит, фиксируемых строго закреплённым за ними графическим начертанием. Одно и то же начертание (напр., "кулизма") в разных гласах может распеваться различным образом.

Развитие собственно мелодической стороны песнопений привело к расшатыванию принципов системы осмогласия. Этот процесс затронул и знаменный распев, имеющий наиболее древние традиции. Так, значительное число мелодических формул встречается в песнопениях нескольких гласов, в связи с чем некоторые гласы отчасти утратили ладово-мелодическую характерность (напр., второй, шестой и восьмой гласы). Ряд распевов перестал подчиняться системе осмогласия (демественный распев); в авторских композициях конца 16-17 вв. (напр., в евангельских стихирах Фёдора Крестьянина) указание на глас становилось почти условностью.


Большой энциклопедический словарь. Музыка. Москва, 1998.
И.Е. Лозовая.

  • Вернуться назад.

    Спонсоры:




    Свои отзывы, замечания и пожелания можете направить авторам сайта. © 1999-2007, www.canto.ru.

    Яндекс.Метрика