- Справочник - Прокимен
Прокимен - , предлежащий, т.е. стих псалма, предшествующий чтению из Свящ. Писания Ветхого или Нового Заветов и подобранный для этой цели соответствующим к чтению содержанием, например, в память апостолов: "Во всю землю изыде вещание их и в концы селения глаголы их"; в день преображения: "Фамон и Ермон о имени Твоем возрадуется"; воскресный первого гласа: "Ныне воскресну, глаголет Господь, положуся во спасение, не обинюся о нем" и т.д. Прокимен сопровождается и своим стихом. По тому, состоит ли он из самого прокимна и одного стиха, или же к нему присоединяются три стиха, прокимны различаются на малые (обычные) и великие. Последние положены в субботу вечера, на вечернях двунадесятых Господских праздников, в недели вечера Четыредесятницы.
История прокимна такова. Это остаток пения псалма с припевом к каждому стиху его какого-либо наиболее подходящего или знакомого народу стиха, говорит Скабалланович. Еще в IV-V вв. пелись таким образом целые псалмы респонсорным способом, в отличие от антифонного. Сирийская литургия ап. Иакова знает такое пение целого псалма перед апостольским чтением. Златоуст говорит: "Отцы установили, чтобы народ подпевал из псалма стих сильный, заключающий в себе высокое учение". Прокимны распространялись по всему христианскому миру; их знает синайская утреня; в западной литургике им соответствует "респонсорий". Иногда прокимен есть первый же стих псалма, а стих его --- какой либо из последующих стихов того же самого псалма, например: воскресный (в субботу вечера)
"Господь воцарися в лепоту облечеся
Облечеся Господь в силу и препоясася
Ибо утверди вселенную, яже не подвижится"
- Все это первый стих 92 псалма, и, наконец, последний стих прокимна - последний же стих псалма:
"Дому Твоему подобает святыня Господи, в долготу дний" (стих 5).
Иногда, наоборот, какой либо стих из середины псалма взят за прокимен - по-видимому, то, что Златоуст назвал "стих сильный, заключающий в себе высокое учение", а стихом к нему служит первый стих псалма, что подтверждает древний обычай исполнять весь псалом, с течением времени сократившийся до размеров только одного первого стиха. Например, прокимен на Богородичные праздники: "Помяну имя Твое во всяком роде и роде" - стих 18-ый псалма 44-го; а стихом к нему служат или: "Слыши дщи, и виждь, и приклони ухо твое мне" - стих 11-ый того же псалма; или же: "Отрыгну сердце мое слово благо, глолю аз дело мое цареви" - стих 1-ый того же псалма. Или еще например: прокимен воскресный восьмого гласа: "Воцарится Господь во век, Бог твой Сионе в род и род" - стих 10-ый псалма 145-го, а стихом к нему служит 1-ый стих того же псалма: "Хвали, душе моя Господа, восхвалю Господа в животе моем".
Спонсоры: