Это те церковные песнопения, что припеваются к отдельным стихам вечернего псалма "Господи воззвах" (точнее псалмы 140, 141, 129 и 116). В описании синайской утрени, то есть повествование о посещении патр. Иерусалимским Софронием и Иоанном Моском преподобного Нила Синайского, уже упоминаются припевы на "Господи воззвах" (VI-VII вв.). Они называются в данном случае "тропарями" . Название "стихира" еще долго не было твердо установившимся. ВXV в., например, св. Симеон Солунский называет еще стихиры "тропарями". Полные списки Савваитского и Студийского уставов уже пользуются термином "стихира". Древние стихиры были короче. Это видно особенно по первым стихирам на "Господи воззвах" в Октоихе. Вообще со временем размер отдельны стихир непомерно возрастает, что особенно заметно в наших славянских, в частности русских, поизведениях. Современный устав знает ежедневное употребление стихир на "Господи воззвах" . Количество их варьирует в зависимости от степени важности празднуемого события: 6, 8 или 10. В день собора арх. Гавриила (26 марта) поется и одиннадцатая стихира с припевом "Творяй ангелы своя духи..." и только на день Великого Канона, то есть в среду 5-ой седмицы Великого Поста, к обычным 6 стихирам добавляются еще и особые 24, поемые особым же напевом, так что в этот день на "Господи воззвах" поются всего 30 стихир, и так было издавна. Студийский и Евергетидский Типиконы имели на воскресение только 8 стихир; Студийско-Алексеевский устав - 9.
Из современных нам 10 стихир воскресной вечерни (точнее, поемых на Великой вечерне в субботу) можно отметить три группы, а именно:
- Первые 3 воскресные стихиры, наиболее краткие и, следовательно, более древние. Как замечает Скабалланович, их нельзя приписывать св. Иоанну Дамаскину, как это обычно, по традиции, делается, так как они проще по содержанию, чем песнопения Дамаскина и, кроме того, в некоторых уставах студийских, в которых "стиховные стихиры" подписываются именем Дамаскина, эти первые три на "Господи воззвах" называются "древние".
- Вторую группу стихир на "Господи воззвах" составляют так называемые "Анатолиевы" стихиры. Что значит это прилагательное сказать не легко. Предполагают некоторые, что это означает имя автора, Анатолия, студийского игумена IX в., или патриарха Константинопольского V века. В пользу этого мнения говорит то, что в Октоихе 4-го гласа эти стихиры прямо надписаны: "творение Анатолиево". Но, как говорит Скабалланович, греческое слово едва ли может быть переведено, как это делается в славянских книгах на полях: "Анатолиевы"; это по-гречески было бы , причем имя автора в надписании всегда выражается родительным падежом, а не прилагательным. Правильнее было бы поэтому читать эти стихиры, как "восточные", как это делается в некоторых редакциях богослужебных книг. Очевидно, что это анонимные стихиры, названные так потому, что вошли, вероятно, впервые в службу в восточных Иерусалимских уставах, и не были известны в древнейших студийских типиках. Их не было и в Евергетидском Типике, но зато они попали в итало-сицилийские. "Восточные" стихиры несколько длиннее и содержательнее, чем первая группа.
- Третью группу стихир на "Господи воззвах" в субботу вечера составляют так называемые стихиры Павла Аморрейского. В греческих книгах этих стихир не положено. Содержание их покаянное. Они, в сущности, по уставу, и не могут почти быть исполнены на "Господи воззвах", так как всегда имеются стихиры святого Минеи или отдания, или празднества, которые и вставляются, вместо стихир Павла Аморрейского. В наших печатных Октоихах они появились очень поздно, в самом конце XVII в.
- Последняя стихира в ряду стихир на "Господи воззвах", поемая обычно на "и ныне", носит особое наименование "Догматика", или иногда просто "догмата". Автор их, по-видимому, св. Иоанн Дамаскин. По содержанию они великолепны и исключительно богаты. Они служат лучшим подтверждением того, что наше богослужение, по своему внутреннему содержанию, есть храмовое исповедание в слух народа наших догматов, нашего вероучения и нравоучения.
Скабалланович прекрасно устанавливает взаимную связь всех восьми догматиков.
- В догматике 1-го гласа (см. глас и осмогласие) - догмат воплощения с указанием всемирной славы Пресвятой Девы в связи с обетованием о семени Жены
- догматик 2-го гласа показывает отношение ветхозаветных прообразов к новозаветным событиям
- в догматике 3-го гласа показан образ рождения Господа
- цель рождения Господа и сотериологическое значение дано в догматике 4-го гласа
- в догматике 5-го гласа показано приснодевство Богородицы через ветхозаветные прообразы
- неслитное и нераздельное соединение естеств в лице Господа дано нам в догматике 6-го гласа, раскрывающем, таким образом, сущность Халкидонского вероопределения.
- сверхъестественность и таинственность воплощения раскрыты в догматике 7-го гласа
- и, наконец, в последнем, 8-го гласа, дано нам положительное и краткое изложение этого важнейшего догмата христианства.
Таким образом, при внимательном слушании этих поучительных стихир, христианин во время богослужения посвящается в таинственные глубины нашей веры.