Вечерняя песнь. Сайт о древне-церковной певческой культуре.
http://canto.ru/txt.php?menu=public&id=article.histor6
Режим plain text. Для перехода в обычный режим нажмите здесь.


[ Заглавная | Публикации | Нотация | Звукозаписи | Справочник   ||   Карта сайта ]

- Публикации - Онтология древних церковных песнопений. Соборность и индивидуальность. Одухотворенность.

Постоянное присутствие общего целого в каждом отдельном элементе, является фундаментальным свойством знаменной системы осмогласия. Индивидуальный мелодический облик каждого отдельного гласа, его неповторимый интонационный контур гибко сочетаются с принадлежностью данного гласа к единой мелодической системе. В результате этого, в каждый момент одновременно реально звучат и конкретный глас, и вся система в целом. Единая система осмогласия как бы просвечивает через индивидуальные черты гласа. Это возможно только в условиях попевочной, или центонной, техники, и не может быть достигнуто никакими другими средствами. Поэтому именно в знаменном распеве, в котором попевочная техника была доведена до высочайших пределов разработанности, сама идея осмогласия получила наиболее полное и совершенное воплощение.

В жизни Церкви осмогласие являет образ ангельского славословия, восхождения к Богу, возводящего ум и сердце от земли к Небесным. Каждый из восьми гласов обладает не только своим ладом и строем и совокупностью характерных для него мелодических попевок, но и присущим ему духовным, благодатным воздействием. Не приходящее значение знаменного распева - в нерасторжимом внутреннем единстве слова и напева как совершенном выражении молитвы. Подобно древней иконописи и церковному гимнотворчеству, он озарен духовным опытом подвижников Церкви, молитвенным созерцанием многих безвестных создателей. Раскрывая молитву, он и ныне в многообразных формах сохраняет единую основу осмогласия в православном богослужении.

Благоговейно прислушиваясь к священной поэзии и слова и музыки в древних знаменных песнопениях, верующая душа не может не ощущать в них биение жизни Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви Христовой. Мелодико - поэтическое содержание их отражает сущность всей православной идеи, которая начинается со скорби о "мире, во зле лежащем"(1 Ин.5,19), проходит через радость о "Искупившем ны от клятвы законныя"(Гал.3,13) и заканчивается несомненным ожиданием " воскресения мертвых и жизни будущаго века"(Символ Веры).Здесь и мистическое соучастие в прошедшем, и переживание настоящего, и созерцание будущего.

Создание древних церковных песнопений, знаменного распева отмечено печатью соборного творчества Церкви, в котором личность совершенно поглощается (но не растворяется), сливается в единое целое с верующими, становясь частью Единой и Соборной, Святой и Апостольской Церкви.

Древнецерковное пение, как и чтение, икона и весь литургический строй Православия вообще, чуждо сентиментальной субъективности, чувствительности и того, что обычно называем театральностью. Оно преисполнено благоговения и страха Божия, ибо неотъемлемо принадлежит совершающемуся священнодействию (богослужению), которое является общим достоянием членов Церкви, соборным молитвенным деланием всей Церкви, где нет и не может быть места субъективному и театрально-ложному.

Согласно православному богословию, задача певца - передать божественные мелодии небесной иерархии. Гимны и песнопения, согласно православному учению, являются отзвуками небесного пения ангелов, которое песнописец слышит духовным слухом и передает людям в своих творениях. Поскольку церковные песнопения сообщаются ангелами, гимнограф должен строго следовать установленным образцам небесного происхождения, не добавляя ничего от себя. Обретенные свыше богодухновенные песнопения принадлежат не человеку, а небесной божественной иерархии, являются музыкой небес - в этом причина их анонимности, задача певца - не самовыражение индивидуального, личностного, а постижение и воспроизведение божественного образца, передаваемого с помощью священных архетипов. Так и русский православный иконописец считал, что не он пишет икону - ангел его рукой выводит изображение на доске.

И неудивительно. Ведь авторами подлинных икон и подлинных церковных песнопений были люди, вся жизнь которых протекала в суровых аскетических подвигах, в непрестанных постах и горячих молитвах, а иногда заканчивалась и мученичеством за Христа.

По общему признанию, русские древние церковные песнопения, в том числе и знаменного распева, являются самым совершенным видом музыкально-поэтического творчества, в котором сочетается внутреннее единство священнодействия, слова и музыки (пения). Сочетания внутреннего единства в действии, слове и музыке всегда искали и ищут подлинные поэты и музыканты, и однако в полной мере оно возможно и осуществимо лишь в сфере православного религиозного миросозерцания, ибо является плодом религиозного вдохновения, которое возможно лишь при благодатном воздействии Духа Святого, испытать которое во всей полноте возможно только в Православной Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.

1997 г.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Н.Д.Успенский. Древнерусское певческое искусство.

Прот. В.Металлов. Очерк истории православного церковного пения в России. М., 1915.

Энциклопедия православного пения. CD-ROM, Новгород, 1998.

Л.Успенский. Богословие иконы Православной Церкви. М., 1989.

Настольная книга священнослужителя, Т1, ИО МП, 1992.

  • Назад.
  • Перейти к оглавлению

    Спонсоры:




    Свои отзывы, замечания и пожелания можете направить авторам сайта. © 1999-2007, www.canto.ru.

    Яндекс.Метрика