Вечерняя песнь. Сайт о древне-церковной певческой культуре.
http://canto.ru/txt.php?menu=public&id=medieval.pozhidaeva
Режим plain text. Для перехода в обычный режим нажмите здесь.


[ Заглавная | Публикации | Нотация | Звукозаписи | Справочник   ||   Карта сайта ]

- Публикации - Галина Пожидаева

Распевы русского Средневековья

Культура церковного пения в ее одноголосной традиции пришла на Русь из Византии, как важнейшая часть христианского богослужения. "Веры же ради христолюбиваго Ярослава приидоша к нему от Царяграда богодвизаемии трие певцы гречестии с роды своими. От них же начат быти в Рустей земли анггелоподобное пение, изрядное осьмогласие, наипаче же и трисоставное сладкогласование и самое прекрасное демесьтвеное пение". Такой дошла до нас история рождения русского церковного пения благодаря свидетельству летописца "Степенной книги". И чудится иногда, что в этих древних песнопениях звучат голоса тех безымянных "певцов гречестиих", а через них - и огромного византийского мира и всего мира христианского, с которым всегда была связана незримыми узами Русь и русский человек. И через это всечеловеческое еще большим смыслом наполняются для нас простые одноголосные напевы.

На протяжении тысячелетней истории канонические певческие тексты излагались в традициях разных распевов, в ранний период - одноголосных, позднее - многоголосных. Сам строй православного богослужения, возвышенность и неспешность его чина, повествовательный тон литургического чтения, которые должны были определенным образом воздействовать на молящихся, несомненно, сказались на характере всех песнопений, вошедших в храмовое действо. При этом поэтический текст всегда играл первостепенную роль, напев же как бы помогал его выразительному произнесению. Такое соотношение напева и текста было обусловлено пониманием подчиненной роли напева и в целом прикладного значения музыки. Все это вкупе определяло творчество распевщиков как мастерское изложение текстов дитургической поэзии в различных певческих традициях.

Древнейшим из распевов русской православной церкви является знаменный распев. Название его происходит от славянского слова "знамя" - знак, и связано с особой формой безлинейной музыкальной письменности, применявшейся в то время.

В основу знаменных напевов была положена речевая интонация богослужебного чтения нараспев с его подъемами и спадами, волнообразным мелодическим рисунком, характерным замедлением в конце строки.

Праздничные знаменные песнопения отличались большей торжественностью, которую придавали широкораспевные мелодические украшения, - так называемые "строки мудрыя", "лица" и "фиты". В обозначении последних применялась греческая буква "фита", давшая им название фитного пения.

Развитие церковно-певческой традиции привело к созданию ее новых разновидностей - большому, малому, путевому и демественному распевам.

Большой распев как новая - пространная - редакция знаменного распева появился не позднее конца XV в. Среди его создателей - величайший распевщик второй половины XVI в. Федор Крестьянин.

Малый распев, возникший как бы в противовес большому, стал сокращенной редакцией знаменного. Известный уже во второй половине XVI в., он получил более широкое распространение с начала XVII в., когда им были изложены евангельские стихиры и избранные стихиры двунадесятых праздников, в том числе Введения и Благовещения. Название редакции определяет меньший - по сравнению с обычной и пространной редакциями - внутрислоговой распев, приближающий его к традиции литургического речитатива.

Творения русских распевщиков остаются, в основном, анонимными по сей день, и лишь отдельные имена дошли до нас сквозь столетия. Среди них Фаддей Никитич Суботин, живший в середине - третьей четверти XVII в., мастер усольской школы, служивший дьяконом в строгановском Благовещенском соборе Сольвычегодска. Как знаток усольского "мастеропения", Фаддей Суботин представлял его в комиссии Александра Мезенца по исправлению певческих книг (1669 г.).

Знаменные стихиры Рождества Богородицы "перевода" Фаддея Суботина выдержаны в лучших традициях знаменного распева, отличаясь от песнопений московской школы некоторой архаичностью и отдельными оригинальными попевками.

С конца XV столетия наряду со знаменным распевом в церковном обиходе зарождается путевой или "путный" распев; уже к концу следующего - XVI-го столетия - круг путевого пения настолько расширился, что во многом повторял знаменный.

История распева была тесно связана с монастырской культурой. В крупнейших обителях центральной и северной Руси возникли свои путевые "переводы": в Троице-Сергиевом монастыре - "путь троицкий", Соловецком - "путь соловецкий", Кирилло-Белозерском - "кириллов большой путь". Суровость и аскетичность характера путевых песнопений слышна в замедленном ритмическом движении, плавном мелодическом рисунке его напевов.

Демественное пение, ранние памятники которого относятся к последней четверти XV в., стало самым торжественным видом пения Московской Руси, и считалось современниками пением наиболее совершенным и искусным. Праздничность и приподнятость звучания, отразившиеся в пространном внутрислоговом распеве, характерных интонациях и ритмах, масштабность и оригинальность композиций поставили демество в ряд выдающихся памятников музыкального искусства той эпохи.

Сохранилось свидетельство, что Иван Грозный знал демество: "красным пением со своей станицей сам же государь пел на заутрени и литургии". Демественные песнопения звучали в театрализованном представлении - своеобразной средневековой мистерии - "Пещном действе". Многолетия царю и патриарху, важнейшие праздничные стихиры в царском присутствии на службе пелись демеством.

В дальнейшем круг пространного пения расширяется за счет более поздних распевов - болгарского, греческого, киевского.

Во второй половине XVII-го столетия начинается переход к новому стилю партесного пения, когда возникают и многоголосные обработки знаменного распева. Одноголосный знаменный напев звучит в теноре, а остальные голоса образуют его гармонизацию, выдерживая фактуру аккордового склада. Характерный для русского хорового пения необычайно развитый бас привносит элементы концертности, требуя от исполнителей высокой техники, порой даже виртуозности, предвосхищающей легкость ритмического движения партесных композиций.

Строгое, молитвенное звучание старинных распевов, созданных безымянными для нас учениками и последователями трех певцов греческих "в похвалу и славу Богу, в церковное сладкодушное утешение и украшение на пользу слышащим, во умиление душевное и во умягчение сердечное к Богу", всегда будет объединять нас своей сопричастностью добру, свету и красоте.


Мужской хор Деисус,
Песнопения Богородичных праздников
AUDIO CD-ROM

  • Перейти к оглавлению

    Спонсоры:




    Свои отзывы, замечания и пожелания можете направить авторам сайта. © 1999-2007, www.canto.ru.

    Яндекс.Метрика