От пелен прилежно Премудрость сестру себе сотворив, Богогласе, / пресветлую видев, яко девицу чисту, / юже приемь, приведе, / яко монисты златыми, сею украсив свою душу и ум, / и обретеся яко другий Кирилл, блаженне, / разумом и именем мудре.
Прп. Исаакия, затворника Печерского, в Ближних пещерах. Тропарь, глас 2.
Светлости святых насладитися вожделев, / в темную вселился еси пещеру, прехвальне, / и добре подвизался еси, Исаакие, / прельщен же быв от врага, / паки крепко попрал еси того вся коварства. / И ныне, яко победитель, / в веселии предстоя Христу Богу, / проси нам мира и велия милости.
Яко незаходимое солнце возсия нам днесь / светозарными твоими молитвами, преподобне отче наш Мароне, / иже некия горы достигл / и тамо на ней живущими нечестивыми чтом бысть, / за превосходящую твою к Богу добродетель, / и тамо обрет требище идольское. Богу освятив, в нем пребывал еси, / и видев Человеколюбец Бог твой подвиг и труды, / дарова тебе дар Свой, / имже пронесеся имя твое в человецех, / целити скорби, огневицу и трясавицу прибегающим к тебе с верою. / Темже и зовем ти: / радуйся, целителю наш скорый; / радуйся, заступниче наш теплый, / предстоиши бо у Пресвятыя Троицы, / молися Той о призывающих имя твое святое, / да избавит от сих тяжких скорбей и спасет души наша.
Богослужебные указания: [скрыть] Вторник 2-й седмицы. Прп. Авксе́нтия. Равноап. Кирилла, учителя Словенского. Прп. Исаакия затворника, в Ближних пещерах. Прп. Ма́рона пустынника. Блгв. кн. Михаила Черниговского и болярина его Феодора. Прп. 12-ти греков, строителей соборной Успенской церкви Киево-Печерской Лавры. С понедельника 2-й седмицы Великого поста на повечериях начинается совместное пение канона Пресвятой Богородицы из Октоиха и канонов тех святых, память которых приходится на время от Лазаревой субботы до Недели Антипасхи (см. Типикон, гл. 49, «В понедельник 2-я седмицы постов», 1-е «зри»). Таким образом, на великом повечерии вторника (оно читается в понедельник вечером) поются каноны Богородицы и святого, память которого приходится на Лазареву субботу — свт. Кирилла Иерусалимского (с 18 марта).
О службах святым на повечерии Службы святым на повечерии совершаются следующим образом. После окончания вседневного славословия: «Слава в вышних Богу...» (на великом повечерии) или же после Символа веры (на малом повечерии) поется канон Богородицы из Октоиха (без ирмосов) и святого из Минеи (без ирмосов) с припевами «Пресвятая Богородице, спаси нас», «Преподобне отче (имярек), моли Бога о нас», или «Святии апостоли, молите Бога о нас» и т. д.; в конце: «Слава» — тропарь, «И ныне» — Богородичен. Таким образом исполняются все песни канона. По 3-й песни — кондак и седален Минеи. По 6-й песни — седален Богородицы (см. Типикон, гл. 49, «В понедельник 2-я седмицы постов», 1-е «зри»), по 9-й — стихиры святого с «Господи, воззвах» (с теми же припевами, что и на каноне). «Слава, и ныне» — Богородичен или Крестобогородичен1.
Примечание. В одном из толкований на Церковный Устав, составленном Никитой Сырниковым (см. его «Ключ к Церковному Уставу»), находим полный и, на наш взгляд, наиболее верный устав исполнения канонов на повечериях. Прежде поется канон Богородицы (Октоиха), потом святого (Минеи). По 3-й песни — седален Минеи, «Слава, и ныне» — Богородичен или Крестобогородичен. По 6-й песни — седален Богородицы. Если святой имеет свой кондак, то по 3-й песни — седален святого, «Слава, и ныне» — седален Богородицы (см. его по 6-й песни), а по 6-й песни — кондак святого и икос (если есть). Стихиры святого с «Господи, воззвах» (обычно их три) с припевом канона (см. выше), «Слава» — святого (если есть), «И ныне» — Богородичен или Крестобогородичен. Если «Славы» святого нет, то первые две стихиры исполняются с припевом (см. выше), «Слава» — третья стихира святого, «И ныне» — Богородичен или Крестобогородичен.
О заключительных молитвословиях Типикон умалчивает; на практике в конце канонов и стихир — «Достойно есть», и далее по чину повечерия.
Полунощница, утреня, часы с изобразительными и вечерней. Подробное изложение общего порядка богослужения см. 6 февраля; особенности его см. 7 февраля.
На утрене — кафизмы 10-я, 11-я и 12-я. На 1-м часе — кафизма 13-я; на 3-м часе — кафизма 14-я; на 6-м часе — кафизма 15-я; на 9-м часе — кафизма 16-я. На вечерне — кафизма 18-я.
1 Богородичен и Крестобогородичен (для службы под среду и пятницу) находятся на ряду в Минее. Если на ряду этих текстов нет, то они заимствуются из приложения Минеи по гласу последней стихиры, от меньших (2-е приложение).