Добродетелей ревнителю, / пустынный житель, / подвижник веры Христа Бога нашего, / пощением и труды умертвивый плотская вожделения, / тезоимените великому Антонию, / егоже житию поревновал еси / и во егоже имя Божественный храм воздвигл еси, / купно с ним, преподобне Антоние, моли Спасителя всех, / да и нас сотворит победители плотских похотей / и храмы Духа Святаго, / по велицей Его милости.
Ветхий Рим, отечество твое, оставив, / на камень, яко на легкий корабль, возшел еси / и на нем паче естества, аки безплотен, по водам шествовал еси, / промышлением Божественнаго разума направляемь, / Великаго Новаграда достигл еси / и, обитель в нем сотворив, / тело твое в ней предложил еси, яко дар освящен. / Тем молим тя, отче Антоние: / моли Христа Бога, да спасет души наша.
Богослужебные указания: [скрыть] Вторник. Прп. Антония Великого. Прп. Антония Дымского. Совершается бденная или полиелейная служба прп. Антония Великого.
На великой вечерне «Блажен муж» — 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры преподобного, глас 4-й — 8 (две первые стихиры — трижды, третья стихира — дважды). «Слава» — преподобного, глас 6-й: «Еже по образу...», «И ныне» — догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажи́т...».
Вход. Прокимен дня. Паримии преподобного — 3.
На литии стихира храма и стихиры преподобного, глас 2-й. «Слава» — преподобного, глас 5-й: «Преподобне отче...», «И ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же: «Блажи́м Тя, Богородице...».
На стиховне стихиры преподобного, глас 5-й. «Слава» — преподобного, глас 8-й: «Монахов множества...», «И ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Безневестная Дево...».
По Трисвятом: на всенощном бдении — тропарь преподобного, глас 4-й (дважды), и «Богородице Дево...» (единожды); при полиелее — тропарь преподобного, глас 4-й. «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века...».
На утрене на «Бог Господь» — тропарь преподобного, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века...».
Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны преподобного (по дважды).
Полиелей. Величание преподобного и избранный псалом. По полиелее седален преподобного, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна — 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4-й: «Честна́ пред Го́сподем...». Евангелие преподобного — Мф., зач. 43. По 50-м псалме: «Слава» — «Молитвами преподобнаго Антония...». Стихира преподобного, глас 6-й: «Преподобне отче...».
Каноны: Богородицы1 со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и преподобного на 8.
Библейские песни «Поем Господеви...».
Катавасия «Су́шу глубороди́тельную...».
По 3-й песни — седален преподобного, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни — кондак и икос преподобного, глас 2-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобного (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи.
«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры преподобного, глас 8-й — 4 (первая стихира — дважды). «Слава» — преподобного, глас 8-й: «На Небо текущую...», «И ныне» — Богородичен, глас тот же: «Владычице, приими́...».
Великое славословие. По Трисвятом — тропарь преподобного, глас 4-й. «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века...».
На часах — тропарь и кондак преподобного.
На Литургии блаженны преподобного, песнь 3-я — 4 (со ирмосом) и песнь 6-я — 4.
По входе — тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы — тропарь храма, тропарь преподобного. «Слава» — кондак преподобного, «И ныне» — кондак храма.
В храме святого — тропарь храма, тропарь преподобного; кондак храма. «Слава» — кондак преподобного, «И ныне» — «Предстательство христиан...».
Примечание. Если совершалось всенощное бдение, то в храме святого тропарь и кондак храма не поются.
Прокимен, аллилуиарий и причастен — преподобного.
Апостол и Евангелие — дня и преподобного.
Примечание. Если совершалось всенощное бдение, то Апостол и Евангелие только преподобного; рядовые чтения переносятся на понедельник (16 января).
1 У святых, имеющих полиелей, канон Богородицы иногда находится в Минее на ряду (см., например, 17 января и 30 ноября), но иногда на ряду его нет (см., например, 6 октября). В таком случае он заимствуется из дополнительной части Октоиха (глас 8-й: «Колесницегонителя...») или же из Часослова или Следованной Псалтири (глас 8-й: «Воду прошед...»).