Воскресенье, 1 Апреля 2007 года (19 Марта 2007 по ст.ст.)
Неделя Ваий, 6-я Великого поста, Вход Господень в Иерусалим
Великий пост.
Мчч. Хрисанфа и Дарии (283) и с ними мчч. Клавдия трибуна, Иларии, жены его, Иасона и Мавра, сынов их, Диодора пресвитера и Мариана диакона.
Прав. Софии, кн. Слуцкой (1612).
Прп. Иннокентия Комельского, Вологодского (1521).
Мч. Панхария Никомидийского (ок. 302).
Новомуч. Димитрия Торнары (1564).
Прп. Вассы Псково-Печерской.
Иконы Божией Матери, именуемой "Умиление", Смоленской (1103).
Новомч. Димитрия Константинопольского (Греч.).
Новомч. схиеп. Макария (Васильева).
Богослужебные указания: [скрыть] Неделя ва́ий (Вербное воскресенье). Вход Господень в Иерусалим. Свв. мчч. Хрисанфа и Дарии. Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Умиление». Прп. Иннокентия Комельского. Примечание. Храмовой праздник, если он случится в Страстну́ю седмицу до Великой Пятницы, переносится на Неделю ваий, а если в Пятницу, или в Субботу Страстной седмицы, или в самый день Пасхи, то переносится на понедельник или вторник Светлой седмицы (см. Типикон, храмовые главы 45 и 46).
Служба совершается только по Триоди. Воскресные песнопения (в т. ч. «Ангельский собор...», «Воскресение Христово видевше...») не поются.
На великой вечерне «Блажен муж» — кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры Триоди, глас 6-й — 10 (каждая стихира — дважды). «Слава» — Триоди, глас тот же: «Днесь благодать Святаго Духа...», «И ныне» — та же стихира.
Вход. Прокимен дня. Паримии праздника — 3.
На литии стихиры Триоди, глас 1-й и глас 2-й. «Слава, и ныне» — Триоди, глас 3-й: «Прежде шести дней бытия́ Пасхи...».
На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й. «Слава» — Триоди, глас 6-й: «Днесь благодать Святаго Духа...», «И ныне» — та же стихира.
По Трисвятом — тропарь праздника, глас 1-й: «Общее воскресение...» (дважды), и ин тропарь праздника, глас 4-й: «Спогребшеся Тебе крещением...» (единожды).
На утрене на «Бог Господь» — тропарь праздника, глас 1-й: «Общее воскресение...» (дважды). «Слава, и ныне» — ин тропарь праздника, глас 4-й: «Спогребшеся Тебе крещением...».
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны Триоди.
Полиелей. Величание праздника и избранный псалом. Седален, глас 8-й: «На престоле Херуви́мсте...». «Слава, и ныне» — тот же седален. Степенна — 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен праздника, глас 4-й: «Из уст младенец...». Евангелие — праздника (Мф., 83 зач.). «Воскресение Христово видевше...» не поется. Псалом 50-й. Во время 50-го псалма иерей с диаконом «взем кадило, кадит крестообразно» приготовленные заранее ва́ия. Диакон: «Господу помолимся...». Хор: «Господи, помилуй...». Иерей читает молитву на благословение ва́ий: «Господи Боже наш, седя́й на Херувимех...». После молитвы иерей окропляет ваия святой водой1 с произнесением слов: «Освяща́ются ва́ия сия́, окропле́нием воды́ сея́ свяще́нныя, во и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха. Ами́нь» (трижды), а потом, на елеопома́зании, раздает ваия народу. «Слава» — глас 2-й: «Днесь Христос...», «И ныне» — та же стихира. «Помилуй мя, Боже...» и стихира праздника, глас 6-й: «Днесь благодать Святаго Духа...». Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя...». «Господи, помилуй» (12), «Милостию и щедротами...».
Канон праздника, глас 4-й, на 14 (ирмосы по дважды).
Библейские песни «Поем Господеви...».
Катавасия праздника (после каждой песни), глас 4-й: «Яви́шася источницы...».
По 3-й песни — ипакои, глас 6-й: «С ве́твьми воспевше прежде...» (единожды).
По 6-й песни — кондак праздника, глас 6-й: «На престоле на Небеси́...». Икос, глас тот же: «Поне́же ада связал еси, Безсмертне...».
На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но ирмос: «Бог Господь, и явися нам...» (и прочее по обычаю). Совершается обычное каждение.
По 9-й песни вместо светильна поем на 4-й глас: «Свят Господь Бог наш» (трижды).
«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры Триоди, глас 4-й — 6 (первые две стихиры — дважды). «Слава, и ныне» — праздника, глас 6-й: «Прежде шести дней Пасхи...».
Великое славословие. По Трисвятом — тропарь праздника, глас 1-й: «Общее воскресение...» (единожды).
Отпуст праздничный: «Иже на жребя́ти о́сли сести изволивый, нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».
На часах — тропарь праздника: «Общее воскресение...». «Слава» — ин тропарь праздника: «Спогребшеся Тебе крещением...». Кондак праздника.
Литургия свт. Иоанна Златоустого.
На проскомидии заготовляются три Агнца — для понедельника, вторника и среды.
Антифоны праздника.
Входный стих: «Благословен Гряды́й во имя Господне; благослови́хом вы из до́му Господня; Бог Господь, и явися нам».
Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, про́сти» (см. примечание 6 января).
По входе — тропарь праздника, глас 1-й: «Общее воскресение...». «Слава» — ин тропарь, глас 4-й: «Спогребшеся Тебе крещением...», «И ныне» — кондак праздника, глас 6-й: «На престоле на Небеси...».
Поется Трисвятое.
Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие, задостойник и причастен — праздника.
Примечание. «На трапе́зе утеше́ние, яди́м ры́бы и вино́ пие́м, благодаря́ще Бо́га» (Типикон, гл. 49, «В субботу ваий вечера»).
1 Церковный Устав считает, что благословение ваий совершается через каждение и чтение молитвы. Никаких других действий он не указывает. Но у нас с давних пор вошло в обычай еще окроплять ваия святой водой.