Суббота, 12 Сентября 2009 года (30 Августа 2009 по ст.ст.)
Седмица 14-я по Пятидесятнице, Глас четвертый
Свтт. Александра (340), Иоанна (595) и Павла Нового (784), патриархов Константинопольских.
Прп. Александра Свирского (преставление ) (1533).
+ Перенесение мощей блгв. кн. Александра Невского (1724).
Обретение мощей блгв. кн. Даниила Московского (1652).
Прп. Христофора Римлянина (VI).
Прп. Фантина чудотворца, в Солуни (IX-X).
Святителей Сербских: Саввы I (1237), Арсения I (1266), Саввы II (1269), Евстафия I (ок. 1285), Иакова (1292), Никодима (1325), Даниила (1338), архиепископов, Иоанникия II (1354), Ефрема II (после 1395), Спиридона (1388), Макария (1574), Гавриила I (1659), патриархов, и Григория епископа.
Прп. Вриены Низибийского.
Свт. Евлалия, еп. Кесарийского.
16 монахов-мчч. Фивских (Греч.).
6 мчч. Мелитенских (Греч.).
Св. Сарматы из "Рая" (Греч.).
Богослужебные указания: [скрыть] Суббота. Перенесение мощей блгв. вел. кн. Александра Невского. Обретение мощей блгв. вел. кн. Даниила Московского. Свтт. Александра, Иоанна и Павла Нового, патриархов Константинопольских. Прп. Александра Свирского. Собор Сербских святителей. Приводим схему совершения полиелейной службы блгв. князя Александра Невского или блгв. князя Даниила Московского (по выбору настоятеля). Службу блгв. князя Александра удобнее совершать по ноябрьской Минее (см. 23 ноября).
На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры блгв. князя – 8. «Слава» – блгв. князя, «И ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ради...».
Вход. Прокимен дня. Паримии блгв. князя – 3.
На стиховне стихиры блгв. князя. «Слава» – блгв. князя, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы».
По Трисвятом – тропарь блгв. князя. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 4-й: «Еже от века...».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь блгв. князя (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 4-й: «Еже от века...».
Кафизмы 16-я и 17-я[46]. Малые ектении. Седальны блгв. князя (по дважды).
Примечание. При совершении службы блгв. князя Александра по ноябрьской Минее Богородичны следующие: по 1-м стихословии – «Удивися Иосиф...», по 2-м стихословии – «Красоте девства...», по полиелее – «О Тебе радуется...».
Полиелей. Величание блгв. князя и избранный псалом. Седален блгв. князя по полиелее (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен и Евангелие – блгв. князя. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святаго благовернаго князя…». Стихира блгв. князя.
Каноны:
В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и блгв. князя на 8 (два канона).
В храме святого – канон Богородицы (с прошедшей Недели) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и блгв. князя на 8 (два канона).
Примечание. В службе блгв. князя Александра в августовской Минее только один канон святому (второй).
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Крест начертав…».
По 3-й песни – седален блгв. князя (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи.
Примечание. При совершении службы блгв. князя Александра по ноябрьской Минее Богородичен «Яко Всенепорочная Невеста Творцу...» см. в приложении «Богослужебных указаний».
По 6-й песни – кондак и икос блгв. князя.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен блгв. князя (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры блгв. князя – 4. «Слава» – блгв. князя, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших.
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь блгв. князя. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 4-й: «Еже от века...».
На часах – тропарь и кондак блгв. князя.
На Литургии блаженны блгв. князя, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь блгв. князя. «Слава» – кондак блгв. князя, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь храма, тропарь блгв. князя; кондак храма. «Слава» – кондак блгв. князя, «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – блгв. князя и дня[47].
Апостол и Евангелие – блгв. князя и дня.
[46] Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей.
[47] См.: Типикон, гл. 15-я; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 372.