В рождестве девство сохранила еси, / во успении мира не оставила еси, Богородице: / преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, / и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.
Кондак, глас 2.
В молитвах неусыпающую Богородицу,/ и в предстательствах непреложное упование,/ гроб и умерщвление не удержаста:/ якоже бо Живота Матерь,/ к животу престави,/ во утробу Вселивыйся Приснодевственную.
Иконы Софии, Премудрости Божией. Тропарь, глас 1.
Превечная Премудросте, Христе Боже наш! / Божественным смотрением Своим преклонивый Небеса, / благоволил еси вселитися во утробу Чистыя Отроковицы, / средостение вражды разрушив, / освятил еси естество наше / и Царствие Твое нам отверзл еси; / сего ради Тебе, Творца нашего и Избавителя, / и рождшую Тя, / спасения нашего тайне послужившую Деву Чистую, православно величаем.
Иконы Богородицы Успение Киево-Печерской. Тропарь, глас 4.
Днесь светло торжествует Печерская обитель / и радуется явлением образа Богоматере / безмерный лик Печерских отцев, / с нимиже и мы непрестанно вопием: / радуйся, Благодатная, Печерская похвале.
Богослужебные указания: [скрыть] Четверг.Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Совершается всенощное бдение.
Примечание. В некоторых храмах существует следующая практика: в канун праздника Успения, перед всенощным бдением, Плащаница Божией Матери украшается живыми цветами и полагается на престоле, перед которым возжигается светильник, после чего бывает каждение престола и Плащаницы. Во время утрени, на полиелее, Плащаница из алтаря выносится царскими вратами и полагается посреди храма, где и пребывает до богослужения, на котором совершается чин Погребения Божией Матери. Если вынос Плащаницы был совершен в самый день праздника, то на службе Погребения Божией Матери выноса Плащаницы не бывает, но в свое время совершается Погребение с крестным ходом. Впрочем, во многих храмах Плащаница выносится в день Погребения, во время пения особых тропарей праздника на «Бог Господь» (см. об этом 17 августа).
На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры Успения, глас 1-й – 8 (первые две стихиры – трижды, третья – дважды). «Слава, и ныне» – Успения, глас тот же: «Богоначальным мановением...».
Вход. Прокимен дня. Паримии Успения – 3.
На литии стихиры Успения, глас 1-й, глас 2-й и глас 3-й. «Слава» – Успения, глас 5-й: «Приидите, празднолюбных собор...», «И ныне» – Успения, глас тот же: «Воспойте, людие...».
На стиховне стихиры Успения, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Успения, глас тот же: «Егда изшла еси...».
По Трисвятом – тропарь Успения, глас 1-й (трижды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь Успения, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.
Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении. Седальны Успения (по дважды).
Полиелей. Величание праздника и избранный псалом. Седален Успения по полиелее, глас 4-й: «Возопий, Давиде...». «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Успения, глас 4-й: «Помяну имя Твое...». Евангелие Богородицы – Лк., зач. 4. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы...». Стихира Успения, глас 6-й: «Егда преставление пречистаго Твоего тела готовляшеся...».
Каноны: Успения 1-й (глас 1-й) со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и 2-й (глас 4-й) со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды).
Библейские песни «Поем Господеви...».
Катавасия – ирмосы обоих канонов.
По 3-й песни – ипакои Успения, глас 8-й: «Блажим Тя вси роди...» (единожды).
По 6-й песни – кондак и икос Успения, глас 2-й.
На 9-й песни – припевы Успения и обычное каждение. («Честнейшую» не поем.)
1-й лик поет припев: «Ангели, успение Пречистыя видевше, удивишася, како Девая восходит от земли на Небо»1, и ирмос: «Побеждаются естества уставы...».
2-й лик – то же.
1-й лик: «Ангели, успение Пречистыя видевше...», тропарь: «Дивляхуся Ангельския силы...».
2-й лик – то же.
1-й лик – то же.
2-й лик: «Ангели, успение Пречистыя видевше...», тропарь: «Опрята лик апостольский...».
1-й лик – то же.
2-й лик – то же.
1-й лик поет ин припев: «Величай, душе моя...», и ирмос: «Всяк земнородный...».
2-й лик – то же.
1-й лик: «Величай, душе моя...», тропарь: «Приидите в Сион...».
2-й лик – то же.
1-й лик: «Величай, душе моя...», тропарь: «Приидите, вернии...».
2-й лик – то же.
1-й лик: «Величай, душе моя...», тропарь: «Приими от нас песнь...».
2-й лик – то же.
Затем оба лика вместе поют припев первого канона: «Ангели, успение Пречистыя видевше...», и ирмос первого канона: «Побеждаются естества уставы...», потом припев второго канона: «Величай, душе моя ...», и ирмос второго канона: «Всяк земнородный...».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Успения. «Слава» – тот же светилен, «И ныне» – тот же светилен.
«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры Успения, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – Успения, глас 6-й: «На безсмертное Твое успение...».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь Успения, глас 1-й (единожды).
На часах – тропарь и кондак Успения.
На Литургии антифоны изобразительные.
Блаженны Успения: 1-го канона, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и 2-го канона, песнь 6-я – 4.
По входе – тропарь Успения. «Слава, и ныне» – кондак Успения.
Прокимен, аллилуиарий и причастен – Успения.
Апостол и Евангелие – Успения (рядовые чтения переносятся на среду 14 августа).
Задостойник – «Ангели, Успение...» и ирмос: «Побеждаются естества уставы...» (и до отдания).
Примечание.«На трапезе утешение братии. Аще ли будет праздник сей в среду или в пяток, разрешаем точию на рыбу и вино. Аще ли же в понедельник, и миряне разрешают на мясо, и сыры, и яица: монаси же точию на рыбу и вино» (Типикон, 15 августа).
С 16 по 22 августа – попразднство Успения.
23 августа – отдание праздника Успения.
Сноски: 1 По традиции, 1-й припев поет священник или диакон.